От чего страдают фары и как их восстановить — во всем ли виноваты хозяева машин?
От чего страдают фары и как их восстановить — во всем ли виноваты хозяева машин?

От чего страдают фары и как их восстановить — во всем ли виноваты хозяева машин?

Состояние оптики сразу влияет на внешний вид автомобиля. Но гораздо важнее, что от фар зависит активная безопасность. Так что, если есть проблемы, их стоит своевременно решать. А еще лучше не провоцировать. Да-да, во многих бедах мы виноваты сами!

Чисто красиво

Вот вам самый яркий пример. Протирая фары салфеткой или ветошью, владельцы в буквальном смысле устраивают абразивную обработку поликарбонату, из которого сделаны рассеиватели современных фар.

Ударам этот материал сопротивляется лучше, чем стекло, но довольно быстро затирается, причем этот процесс может быть как естественным (сколы и царапины появляются в процессе эксплуатации), так и спровоцированным, когда мы пытаемся протереть чем-то фары

Последствия – пластик «мутнеет». Но повторимся: то, что фара при этом теряет привлекательный вид, еще полбеды – куда хуже, что и качество ее работы снижается. Полировка способна решить проблему, но лишь отчасти и на время. Чтобы продлить жизнь покрытию, откажитесь от варварских способов очистки.

Лучше всего смывайте все загрязнения струей воды (пластиковая бутылка, отверстие в крыше – и вот вам простой, но эффективный омыватель). И боже упаси пытаться очистить пластиковые фары снаружи и тем более изнутри агрессивной химией – это также грозит повреждением материала, причем полировка уже может и не помочь.

Хотели как ярче

Зачем вообще пытаться что-то чистить изнутри? Например, порой рассеиватель теряет прозрачность и с этой стороны. Иногда это следствие использование «ярких» ламп, когда вместо стандартных 55 Вт ставят изделия куда большей мощности. Да, такие лампочки светят ярче, но и тепла выделяют гораздо больше, чем стандартные, а в итоге страдает уже отражатель. И если он выгорает, то на внутренней стороне стекла осаждается налет, который затрудняет прохождение света.

И это лишь одна из проблем, связанных с использованием слишком мощных ламп. Другую мы уже упомянули: собственно страдает еще и отражатель. А «бонус» – риск повреждения пластикового патрона или разъема опять же из-за слишком высокой температуры. В общем, все это чревато.

Но ведь сейчас яркость пытаются улучшить за счет светодиодных ламп под H4 и H7. И если уж идти по этому пути, то брать изделия от ведущих производителей, так как между ними и «нонеймом» может быть существенная разница как в качестве изготовления, так и собственно в конструкции.

Например, правильность распространения света, соответственно обеспечение правильной формы и расположения светового пятна, светотеневой границы и т.д. – все это зависит как раз от того, как именно в лампе размещены светодиоды. Также для LED-ламп очень важно, как организован теплоотвод. Чтобы светодиод светил ярко, нужно давать больше напряжения, но при этом он сильно нагревается, а значит, необходимо отводить тепло. В зависимости от производителя и типа LED-лампы могут иметь пассивное или активное охлаждение со встроенным в цоколь вентилятором. И здесь возникает дополнительный вопрос: позволяют ли размеры, а также корпус фары использовать такой тип ламп.

Ну а вообще будем банальны: если есть вопросы с качеством работы фар, для начала просто убедитесь, что они вообще имеют достаточно прозрачный рассеиватель, а если говорим про линзованную оптику, то сами линзы (они тоже со временем теряют прозрачность). Важно и состояние отражателя. Но не забудем и про сам источник света: в конце концов, от качества и состояния ламп яркость света также зависит. И конечно, расположение лампы в фаре тоже имеет принципиальное значение.

Собственно в зависимости от того, с какими именно параметрами возникают проблемы (сила света, форма светового пятна, его направление т.д.), и надо заниматься поиском причин. Здесь либо изучаем матчасть, либо обращаемся к профильным специалистам с соответствующим оборудованием.

Вопрос регулировки

Правильное освещение дороги во многом зависит от того, как отрегулированы фары. Более того, будете вы слепить встречных и освещать верхушки деревьев или же будете подсвечивать дорогу в пяти метрах от своего бампера, зависит еще и от того, в каком режиме находится корректор, если он не автоматический. И вот тут сюрприз: о том, как пользоваться этим «наворотом», знают даже не все опытные водители, многие о нем впервые слышат лишь при прохождении ТО. В общем, с этим действительно есть проблема.

Но вернемся к регулировке. В процессе эксплуатации, замены ламп, снятия-установки фар и их ремонта настройки могут сбиваться. Бывали случаи, когда владельцы умудрялись неправильно поставить лампы (хотя, казалось бы, конструкция держателей такова, что это довольно сложно). Разумеется, конструкцией фар предусмотрена их регулировка в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Но в случае со старыми машинами может обнаружиться неприятный сюрприз, когда механизм регулировки сломан или вообще отсутствует, а точнее, заменен каким-то конструктивом, позволяющим удерживать отражатель в зафиксированном положении. Кстати, может быть неисправен и упомянутый выше корректор. Но вообще механика у фар довольно надежна, проблемы с ней если и возникают, то, как правило, из-за механического воздействия.

После удара

Если уцелело стекло или поликарбонат, не спешите радоваться. Могла пострадать скрытая часть корпуса, прежде всего крепежные элементы. Также может деформироваться или разрушиться сам корпус фары, а вместе с ним пострадает и механическая часть, отвечающая за регулировку.

Иногда повреждения настолько мелкие, что остаются незамеченными, но со временем проявляют себя нарушением исходных регулировок и невозможностью их восстановить (когда сломан крепеж или регулирующая механика) либо запотеванием, загрязнением рассеивателя изнутри (когда имеются повреждения или деформации корпуса). Кстати, последнее может произойти, если по какой-то причине не используется предусмотренная конструкцией резиновая или пластиковая заглушка, закрывающая технологическое отверстие корпуса фары в месте установки патрона лампы.

Потеют!

Запотевание также может быть вызвано повреждением корпуса вследствие аварии. Но также причиной может быть заводской брак, неправильная сборка фары или плохая ее герметизация после ремонта, а возможно, вообще конструктивные особенности этого узла. Запотевание является проблемой, если сказывается на качестве работы фары или становится причиной отказа в прохождении техосмотра. Также попадание влаги внутрь в перспективе негативно сказывается на отражателе, электрике. Решение же зависит от причины, а также от конструкции фары.

Чинить или менять?

В старых моделях фары – узлы ремонтопригодные: в принципе и стекло можно заменить, и отражатель, и регулировочную часть. В современных автомобилях с этим обычно сложнее, но в любом случае определяющим фактором является экономическая целесообразность. Здесь просто смотрим, что проще и дешевле: пытаться ремонтировать (например, крепеж ремонтируется, внешняя часть поликарбоната полируется) либо же купить новое или б/у?

В последнем случае важно не вернуться к тому, от чего бежите. Поэтому важно убедиться, что фара целая, с неповрежденным корпусом, работающей регулировочной механикой и так далее. Но все равно требуйте гарантию, ведь часто убедиться в том, что фара работает как надо, можно лишь после установки ее на автомобиль, регулировки и инструментальной проверки. А еще напомним, что на рынке встречается оптика с английских машин – с ней связываться не имеет смысла.

Дополнительный свет – дополнительные проблемы

Передние «противотуманки» тоже могут подкинуть владельцам ряд «сюрпризов». Во-первых, на многих моделях они выполнены так, что сильно греются при работе, а расположены низко. Стоит зимой или осенью обдать их из лужи холодной водой – и стекла лопаются. Пластик опять же прочнее, но та же проблема: со временем затирается.

Впрочем, это не так критично, как в случае с основным светом. Но есть и другая напасть, даже две. Во-первых, из-за низкого расположения «противотуманок» на возрастных машинах могут возникать вопросы по части проводки – она просто сгнивает. Во-вторых, доступ к ПТФ для ремонта той же проводки или замены фар часто затруднен и требует дополнительных операций. Впрочем, тут все зависит от конструкции автомобиля.

Фонари и герметичность

Задняя оптика, бывает, потеет. Хуже того, на некоторых моделях довольно активно пропускает влагу. В итоге достается плате – начинается «светопредставление». Так что задняя оптика – это во многом про герметичность. Но есть еще один момент. Сами фонари часто выступают в роли своеобразных заглушек, препятствующих попаданию воды в багажное отделение. И если конструкция уплотнителей оказывается неудачной или они из-за старения рассыхаются, вода попадает внутрь – тут уже последствия могут быть и для самого кузова, и для прочей электрики, если как раз в том месте производитель умудрился установить очередной управляющий блок. Если фонари вдруг начали потеть или вы обнаруживаете воду в багажнике, обратите внимание на герметичность фонарей.

Кстати, вспомним здесь и про светодиоды. Если они не предусмотрены производителем, попытка заменить ими лампы накаливания может быть чревата некорректной работой оптики. Особенно если ставите все те же дешевые LED «нонейм».

Наш вердикт

В общем, свет – это куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Нюансов много. Поэтому, если вы столкнулись с проблемой, которую банальной заменой лампочки не решить, сделайте шаг назад, взгляните на проблему в комплексе. Не только задайтесь вопросом «как решить проблему?», но и подумайте, почему она вообще произошла. Это может быть важно, чтобы не пришлось сталкиваться с тем же еще раз.

Источник