Как я покупал новый автомобиль
Как я покупал новый автомобиль

Как я покупал новый автомобиль

АртемАртем
Покупатель нового автомобиля

Запали на Hyundai Palisade, были на тест-драйве, все устроило: покатались и выбрали комплектацию. Для начала решили купить машину через онлайн-шоурум. Открыл сайт «Хендай», зарегистрировался – в разделе «Авто» в наличии нет ни одного. Подписался на Palisade. За несколько дней пришло одно уведомление, моментально перешел по ссылке – авто нет в наличии. Сидел, обновлял страницу, пока меня не забанили как «робота».

Начали обзванивать дилеров. Машины есть у единичных дилеров в той комплектации, в которой хотелось — «Космос» или «Хайтек». На любой цвет и мотор, ладно, мы согласны.

Звоним ближайшему дилеру — «Автомир». По телефону назвали цену в 4,7 млн рублей, комплектация Cosmos. По факту оказалось, что автомобиль стоит 5,05 млн, а получить объявленную цену можно, только купив в кредит, желательно, на пять лет. Плюс надо заплатить за страховку жизни на протяжении этих лет, автопомощь на дороге и прочие услуги более чем на 600 тысяч рублей. Разворачиваемся, выходим…

После обзвона почти всех дилеров стало понятно, что купить автомобиль за наличные просто невозможно. Менеджеры даже позволяли себе смеяться, когда слышали мой вопрос. «Ха-ха, хи-хи, все хотят купить за налик, но никто не может. Сдавай старую машину в трейд-ин, а на новую возьми кредит. Только так».

Тема трейд-ина отпала быстро. Старую машину — Toyota Land Cruiser Prado, 7 мест, в топовой для бензинового мотора 2,7 комплектации, 2017 год, пробег 22 тысячи, оценили в 2,29. В итоге продали сами за 3,3 миллиона, оторвали, что называется, с руками.

Некоторые дилеры соглашались продать авто за наличные, но по приезде отказывались от своих слов, называя совсем другие суммы: «Вон, смотрите, сколько людей оформляет кредит, это выгодно, процент низкий, зачем вам деньги тратить? Оформляйте, все оформляют, вся Россия оформляет! У нас в день по 500 клиентов кредит оформляют!»

Я продолжил обзвон дилеров: «В наличии?» – «Да». «Отдадите по прайсу за наличные?» В ответ смех: «Нет, нет, конечно, просто так вам никто авто не продаст. В кэш цена плюс 1,1 млн или 1,2 млн». Я говорю: «Ок. Можем как-то обсудить цену в кэш?». Они говорят: «Ну да, можем. Если кредит прямо вообще не хотите, можем ГАП-страхование или допы какие-то прописать, еще что-то».

Лучшее предложение на покупку за наличные было получено от дилера во Внуково. Цена прайса плюс доплата 700 тыс. рублей. За что? Сигналка Pandora (красная цена 35 тысяч) и антикор днища (12-20 тысяч). И конечно же, обязательство купить у них КАСКО с GAP. GAP — это дополнительное страхование амортизации машины. То есть если у тебя в первый год или второй год этого страхования случается «тотал» или машину угоняют, то тебе возмещают стоимость якобы без потери амортизации. Но это на словах, как реально работает, я не в курсе. Стоит ли говорить, что стоит такая страховка дороже обычной. Когда я начал соглашаться на предложение, дилер сказал, что этой машины больше нет в наличии, будут в июле – и еще дороже, типа большой спрос.

В общем, стало ясно, что купить автомобиль по РРЦ можно только в кредит, согласившись со всеми пунктами в кредитном договоре. Обзваниваем дальше, уточняя уже про кредит и его условия. Все дилеры предлагают при этом только какие-то малоизвестные или неизвестные банки — «Восточно-какой-то», «Сибирско-какой-то», «Русская жара» и т.п. В итоге попали в «Рольф». По телефону цена 4,17 млн — как на сайте. «Машина в наличии?» – «Да, в наличии». Приезжаем в «Рольф Химки», все круто, выгоняют тачку, и по чесноку говорят: она в антикоре, и в ней сигналка, поэтому цена 4,49 млн, но только в кредит. Я говорю: «Чуваки, я вас понимаю, вам нужно получить свой максимальный процент, мне нужно купить машину. Я готов оформить в кредит, но как бы это сделать с минимальными потерями?» Они говорят: «Да, давай выберем с тобой банк, и ты подашь туда заявку».

А наши люди все равно сметают машины, покупая их на таких условиях! Видимо, они просто не читают условия в навязываемых договорах. Они в эйфории, хотят тачку быстрее получить, сесть и уехать

Кредитная история у меня хорошая. Подаем через «Рольф» заявку в «Юникредит», именно его я назвал из всего списка – вроде австрийский, вроде надежный. Вношу предоплату. Машину якобы под меня бронируют, начинается полный расчет. Опять КАСКО плюс 170, страховка жизни, какая-то помощь на дороге и еще, еще, еще… Но машину-то хочется купить, вот она, рядом стоит, в наличии, в топовой комплектации!

Сто раз переспросил про санкции или штрафы при досрочном погашении – оперируют каким-то федеральным законом о защите покупателя от этих санкций. На самом деле это полная фигня, закона такого нет, нужно читать договор, в договоре все прописано. Чувак из кредитного отдела говорит, что кредит предварительно одобрен, теперь только ждать, и мы на радостях уезжаем и ждем.

На следующий день уже утром начинаются звонки. Но не из автосалона! С 8 утра начинают звонить абсолютно непонятные люди, какие-то агентства по подбору кредитов, кто-то предлагает услуги по страхованию жизни, какие-то банки «Западный», «Восточный», прочие, о которых я никогда не слышал, но вероятно они хорошие (не отрицаю). Говорят, что мне предварительно одобрен кредит, хотя я не размещал конкретно в этих банках никаких заявок! Параллельно с этим в мой кабинет на «Госуслугах» сыплются запросы о состоянии расчетных счетов. Предлагают различные ставки. Естественно, заявленные 9% никто тебе не дает, все предлагают от 16,5% и выше. Страховка жизни обязательна, и с пролонгацией на следующий год.

То есть ты, даже если досрочно за год погасишь кредит, никто тебе 50% стоимости страховки по закону не вернет. А если и вернет, то часть надо отдать дилеру в кассу (это со слов более сговорчивого менеджера салона). А штрафы и санкции за досрочное погашение будут. Изначально мне говорили: я могу внести больше 50% (например, авто стоит 4,4, а я могу внести 3,5 млн). Но все банки говорят: «Нет, желательно, чтобы старт кредита был минимальным, например до миллиона рублей». На следующий или через два, три дня я могу внести еще часть, но дальше лучше не борщить, так как банк может понять ваше желание закрыть досрочно, а это чревато последствиями и со стороны банка, и со стороны салона. И еще одна фишка, о которой мне честно сказал менеджер «Мейджора»: любой банк вправе внести тебя в черный список при досрочном погашении. То есть, если ты в течение месяца после покупки авто закрыл кредит, есть вероятность залета в черный список. Далее банки такого клиента будут обходить стороной.

В итоге машина в «Рольф Химки» выходит со всеми пирогами больше 5,5 миллионов (напоминаю, изначальная цена «по прайсу» — 4,17 млн) В сумму включены проценты банка, страховка жизни, помощь на дороге, КАСКО и т.д.

Предлагаемая салоном страховка КАСКО — мягко говоря, не самая дешевая. Я говорю: «Почему я не могу к своему страховому агенту обратиться, который мне сделает гораздо дешевле? Почему я должен 200 отдавать, а не 100 или 120? Почему моя скидка не учитывается в вашей страховой?» А она не учитывается, она там не действует, хотя по закону должны учитывать!

Спрашиваю: «Почему я не могу кредит, например, в своем банке взять?» Они говорят: «Сбер не дает автокредиты, только через их «дочку». Хотя я тут же позвонил своему менеджеру в «Сбер», я там премиум-клиент, и мне говорят: «Мы тебе легко дадим». Но в салонах это не катит — только банки из их списка, со сроком кредита желательно на 5 лет, только их агенты, только их страховки, только их услуги. По факту тебе накидывают даже не лям, а почти два. От покупки мы отказались, я потребовал вернуть предоплату, ее вернули на следующий день (вносил 20 тысяч).

Далее позвонил в «Автоспеццентр Hyundai Внуково». Слава богу, ехать туда не пришлось — уже понимая, что меня ждет, я поговорил с менеджером по телефону, обсудили конечную стоимость, условия покупки и т.д. И всё точь-в-точь как у Рольфа. Работают под копирку…

Больше всего напрягает даже не гигантские переплаты, а именно это откровенное вранье дилеров. Дилеры при разговоре оперируют списком нормальных банков типа ВТБ, «Юникредит», которым реально можно довериться, ставки которых не превышают 10-12 процентов. А по факту ни один этот банк тебе не одобрит кредит, так как туда они заявки не подают, – это лично мое предположение! Тебе одобряют только откровенно «помоечные» банки, которых нет ни в сотне, ни в двух сотнях рейтинга. Возможно, это реальные помойки, аффилированные при этих компаниях? Может, это их банки собственные? Вишенка на торте — когда тебе присылают условия предварительно одобренных кредитов в этих банках. Читаешь и просто офигеваешь от того, что нет никакого закона, который бы защитил тебя от этих хищников, которые с тебя три шкуры сдерут за любое нарушение, начиная с досрочного погашения.

А у менеджеров на словах все круто — ты, главное, оформи. Они откровенно не скрывают, что они со всего получают процент. Я им говорю: «Ребята, давайте откроем карты, вы свой процент получаете, я получу кредит в нормальном банке, который я могу быстро закрыть». В ответ только улыбки. Ты получишь кредит и будешь платить по полной программе. А закроешь его досрочно – получишь штрафные санкции.

А наши люди все равно сметают машины, покупая их на таких условиях! Для меня это большая загадка. Видимо, они просто не читают условия в навязываемых договорах. Они в эйфории, хотят тачку быстрее получить, сесть и уехать. Простой пример: сидит пара пенсионеров и оформляют Palisade в начальной комплектации за 4,3 миллиона, который должен стоить по брошюре 3,58. И они сидят, кивают, как бараны, когда менеджер оформляет им кредит в неизвестном банке. Им при мне поступает звонок из банка и говорят: «Можете дать телефон какого-нибудь человека, который за вас может поручиться или будет доверенным лицом?» Они спрашивают у молодого человека, который кредиты оформляет, он, не моргнув, говорит: «Дайте мой телефон, сейчас я вам продиктую». В этот момент понимаешь уровень маразма, уровень всего этого автобизнеса. Когда кредитный контролер сам дает свой номер в качестве поручителя для незнакомых людей, это выглядит как цыганщина на каком-то Черкизовском рынке в девяностые. Ощущение, что тебя просто разводят. А покупатели, как зомби, сидят, кивают, все подписывают…

Вся эта ситуация для меня очень странная. Я сам торгаш со стажем, 20 лет в торговле, но я никогда так не делал. Даже когда ты владеешь дефицитным товаром, должен быть предел жадности. Хорошо, было дело, спрос рухнул, и твоя отрасль действительно годом ранее пострадала. Поэтому теперь наценка + 10%, +15%, но не более того. Но когда тебе накидывают 30-40% — это уже за пределом. Есть же какие-то принципы и правила торговли.

Я понимаю, если бы этим занимались отдельные не очень большие дилеры. Но этим конкретно занимаются все автодилеры из первой десятки. В прайс-листах, у блогеров в обзорах, в брошюрах, которые тебе дают при входе в автосалон, приводятся розничные цены, которых вообще не существует! Когда цена увеличивается от прайса на миллионы, это очень похоже на какое-то одурачивание людей и картельный сговор.

Попытка взывать к совести дилеров, разумеется, бесполезна. По словам продавцов, таковы реальности рынка. Все компании понесли убытки в пандемию.

Но не стоит воспринимать эту историю, как камень персонально в огород Hyundai. Поскольку картина по рынку других брендов примерно такая же, мы смотрели и KIA, Toyota и некоторые другие бренды, это очень похоже на сговор конкретно на нашем рынке. И я бы не делал акцент на конкретном дилере. Мы были у многих и везде работают как под копирку. И есть ли на них управа в лице представительств или госорганов, тоже непонятно…

P.S. После общения с дилерами мой телефон, видимо, попал в какие-то «левые» базы. Теперь с утра до вечера мне звонят дамы с предложениями уже одобренных автокредитов, потребкредитов, различных займов, «быстроденьги» и т.д, и все это в неизвестных для меня банках, а также некие «посредники», которые «слышали, что меня интересует новый Palisade», и «предлагают возможность купить машину по одной схеме». Сказать, что удивлен, – не сказать ничего!

Валерий ТаракановВалерий Тараканов
Директор по операционным вопросам «Джили-Моторс» (работал руководителем отдела маркетинга в компании «Рольф», а также директором по маркетингу в «Соллерс», «Форд-Соллерс» и «Киа»)

Такой длительной ситуации дефицита я не припомню за всю историю в автобизнесе с 1991 года. Причина известна: это началось еще до пандемии, когда производители почувствовали несоответствие своих планов по производству новых моделей возможностям поставки автомобильной электроники. Темпы развития технологий, использующих электронные компоненты, очень высоки, на многих рынках выросли продажи гибридных автомобилей, стал расти спрос на электромобили. Все это стало большой нагрузкой на производителей этих компонентов, а пандемия все усугубила тем, что разрушены были логистические цепочки. Оборот контейнеров очень замедлился, их стоимость выросла в разы, и все это сильно нарушило устоявшиеся схемы бизнеса и планы. Весь 20-й и 21-й годы мы слышали объявления о том, что идут огромные инвестиции в новые заводы разных электронных компонентов, прежде всего микрочипов, и примерно к концу 2022-го или даже в 2023 году эти предприятия начнут работать, и дефицит будет уходить в прошлое.

Что касается поведения дилеров. Большинство из них и до пандемии вели бизнес не в минус, но зарабатывали прибыль нелегко: конкуренция стимулировала постоянное изменение компании и совершенствование процессов. Все дилеры стремились к высокой эффективности, и на это было все направлено: технологии продаж и обслуживания, работа с клиентом, финансовые услуги и онлайн-сервисы. И самые продвинутые дилеры в той ситуации неплохо зарабатывали.

Когда начался кризис с пандемией в конце первого квартала прошлого года, многие владельцы дилеров были близки к панике. Даже те, кто пережил несколько кризисов до этого, с таким еще не сталкивались. Никто не знал, что будет завтра, как будет пандемия развиваться: дилерские центры были закрыты по предписанию санитарных властей, практически вся деятельность парализована, а сотрудникам надо было платить зарплату, увольнять нельзя, проценты по кредитам платить приходится. Тогда все автопроизводители разработали комплекс мер по поддержке дилеров, иначе, если бы все обрушилось, потом заново всю архитектуру создавать было бы долго и дорого.

В мае-июне начали открываться шоурумы, бизнес задышал, а потом подкатила волна дефицита, и тут уже потребителей охватила паника – по-другому это не назовешь. И цены начали быстрее расти, и поставки автомобилей стали ограниченными.

Ажиотаж возник из-за боязни того, что рост цен продолжится еще более высокими темпами. Здесь, к сожалению, сошлись два негативных фактора. Многие из тех, кто приобрел автомобиль 7-8 лет назад, т.е. до девальвации рубля, откладывали покупку нового, на что-то надеясь. Было очевидно, что цены растут и будут расти, потому что производители не сразу, но постепенно как-то должны отыгрывать огромные потери: при девальвации рубля в два раза цены у нас росли очень медленно. На сегодняшний день по сравнению с 2014 годом цены выросли примерно на 70%, но не сразу и не в два раза, как рубль упал.

Видимо, потому что не читают автомобильную прессу, люди не услышали прогнозов аналитиков, экспертов о том, что ждать понижения цен не стоит. Стандартное поведение потребителя: он просто взял и увеличил свой цикл владения автомобилем с прежних четырех лет сначала до пяти, потом до шести и даже до восьми, но потом время пришло – машины начали требовать серьезного ремонта, в них надо много вкладывать. И вот наконец созрела блестящая мысль купить новую, и это как раз совпало с ситуацией дефицита, что, на мой взгляд, и подогрело панику. Люди настроились поменять автомобиль, а тут вдруг цены растут каждый месяц, и включился стадный инстинкт: все начали скупать машины чуть ли не по любой цене и переплачивать.

Дилеров по-своему можно понять. Они не ожидали, что это так долго продлится. Те огромные потери, которые понесли в первой половине 2020 года, они стремились отыграть: кто-то был закредитован, но поправил свои финансы, у него появились собственные оборотные средства, кто-то долги имел за строительство. Они старались за короткий период фантастического рынка для продавца поправить свои дела. Потом все это неожиданным образом стало продлеваться, они уже вошли во вкус, и сейчас уже остановиться не могут. Думаю, что они готовятся, создают подушку для того, чтобы в будущем, когда наступят плохие времена, а дилеры прекрасно понимают, что они когда-то наступят, чтобы был запас – у кого-то для выживания, а у кого-то для развития. Поэтому я бы не стал дилеров во всем обвинять. Я думаю, что подавляющее большинство людей, которые занимаются частным бизнесом, на их месте поступали бы так же. Это плохо для потребителя, это вызывает раздражение, это заставляет забыть все прежние формы общения с клиентом – про клиентоориентированность, «мы вас любим» и так далее. Какое-то время пройдет, и нормальные отношения восстановятся, но сейчас дилерам трудно избежать искушения. Однако, господа, надо постепенно притормаживать, думая на перспективу!

Все автопроизводители сейчас теряют огромные деньги, производят меньше машин, чем планировалось, есть оценки, что порядка семи миллионов автомобилей в мире будет недовыпущено.

Поэтому да, это не нравится потребителю, но это можно объяснить. И это показывает на примере дилеров, что природа человеческая не меняется: если есть дефицит, то обязательно будет такое отношение к потребителю, это неизбежно. Было в советские времена, наблюдается и сейчас.

На западных рынках тоже есть некоторый дефицит автомобилей, но там огромный рынок секонд-хенда, а у нас он очень ограничен из-за того, что в последнее время не было мощной подпитки новыми автомобилями – рынок очень просел после 2014 г.

Когда-то, в начале 2000-х годов, тоже не было внутреннего рынка секонд-хенда, но он пополнялся за счет импорта автомобилей с пробегом в огромных масштабах. К середине 2000-х импорт секонд-хенда достиг чуть ли ни 600 тысяч автомобилей в год! Потом для развития производства автомобилей в России государство избрало другой путь, выросли таможенные пошлины на подержанные машины, и это остановило их масштабный импорт. Сейчас подпитки нет ни с внутреннего рынка, ни с внешнего. Это отличает нашу ситуацию от европейской и американской, где выбор секонд-хенда гигантский, что смягчает ситуацию дефицита новых автомобилей.

Журнал «АВТОМОБИЛИ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.