Проверка карьером. Чего не хватает Lada Niva Travel для полного счастья
Проверка карьером. Чего не хватает Lada Niva Travel для полного счастья

Проверка карьером. Чего не хватает Lada Niva Travel для полного счастья

Что собой представляет Lada Niva Travel в плане техники и каков объем изменений, мы подробно рассказали еще несколько месяцев назад. Сегодня же у нас тест-драйв. И он не столько о том, что изменилось в поведении хорошо знакомого автомобиля (спойлер: почти ничего), сколько о том, как он воспринимается в 2021-м.

Казаться современным 

Все начинается с ключа. Он вполне сойдет за символ всего автомобиля: пытается быть современным, но остается, по сути, архаичным. Простенький корпус, узкие клавиши, которые надо нащупывать, чтобы попасть. Но ведь дистанционный замок есть и работает, лезвие ключа исправно выскакивает из брелока.

Вот и сам автомобиль такой же. Применив новые бамперы и оптику, заменив ряд кузовных деталей (капот, решетку, накладки на колесные арки и т.д.), возрастной модели постарались придать современный вид, а в итоге получился генератор шуток про сравнение с новым RAV4.

Хотя на самом деле в некоторых ракурсах Niva Travel выглядит хорошо и самобытно, в других – мало чем отличается от прежней, ну а если смотреть строго в анфас… Ладно, не будем про Toyota.

Интерьер и вовсе остался прежним. Оформленный в темных цветах, он выглядит не только устаревшим, но и слишком мрачным. Торчащий из передней панели экран мультимедийной системы является напоминанием о том, что автомобиль пытается идти в ногу со временем.

Опять же минимальный набор в виде фронтальных подушек, ABS, кондиционера и даже обогрева ветрового стекла по всей его площади имеется, пусть и в дорогих вариантах исполнения. И даже руль (теперь уже с эмблемой Lada) регулируется по углу наклона.

Но эргономика осталась в ХХ веке, да и к проработке деталей есть вопросы. Кондиционер включается отдельной кнопкой сверху, мультимедиа управляется на панели снизу. Выключаешь двигатель, вынимаешь ключ – ходовые огни и «противотуманки» продолжают гореть, а звуковой сигнал раздается лишь в течение нескольких секунд. Более того, продолжает работать и мультимедийная система – как бы аккумулятор с таким количеством остающихся активными потребителей не посадить!

Зато для своих компактных размеров внутри Lada Travel воспринимается просторной даже по современным меркам. Сзади с неплохим комфортом разместятся двое взрослых, а если они субтильного сложения или это подростки, то смогут хорошо усесться и втроем.

И опять же, учитывая компактные размеры автомобиля, багажник достаточно вместительный, к тому же практичный: проем двери большой, сама форма отделения близка к параллелепипеду, плюс не забываем про возможность трансформации. В общем, все как и было, но здесь нельзя сказать, что это вчерашний день. В отличие от…

На асфальте

Да-да, двигатель и трансмиссия – это те, которые «старые», но не такие уж «добрые». 80 л.с. и 127 Нм для полноприводного внедорожника всегда мало. Чтобы держаться в городском потоке, двигатель надо крутить, на трассе каждый обгон придется рассчитывать, даже когда в салоне только водитель и один пассажир, а с полной нагрузкой (есть опыт!) все становится еще сложнее.

Вдобавок к этому силовой агрегат откровенно вибронагружен и вовсе не тих. Правда, с приставкой Travel Niva получила улучшенную шумоизоляцию – и на трассе это чувствуется! Если на городских скоростях немного слышно трансмиссию, то с выходом на большие обороты начинает «звучать» и мотор. Но аэродинамические шумы и звуки от дороги совсем не напрягают: едешь «сотню» и можешь спокойно разговаривать, на повышая голоса. В общем, к акустическому комфорту претензий на удивление нет.

Чуть тяжеловатый при маневрировании руль на трассе оказывается в самый раз: пусть «ноль» не очень четкий, но автомобиль уверенно идет по прямой, курсовая устойчивость при таком движении поводов для критики не дает, да и в отличии от Niva Legend с ее короткой базой этот внедорожник не «козлит».

Правда, в поворотах надо аккуратнее: в них Niva Travel готова заходить с удовольствием, но затем это оборачивается избыточной поворачиваемостью, заметными кренами и недостатком ответных реакций на управляющие действия. В общем, случись какой внезапный объезд препятствия, водителю придется попотеть, чтобы сохранить контроль над автомобилем и выполнить задуманный маневр без ухода с намеченной траектории. Тут бы помогла ESP – увы, ее нет.

В общем, по дорогам общего пользования на Niva Travel лучше ездить размеренно, в идеале – предпочитать им гравийные и грунтовые дорожки и «направления». Ведь именно здесь российский внедорожник раскрывается со своей лучшей стороны.

Вне дорог

Во-первых, подвеска. Чем хуже дороги, тем больше нравится ее работа: большие ходы и отменная энергоемкость позволяют ехать, не сбрасываясь, там, где легковушки и кроссоверы ползут шепотом. При этом курсовая устойчивость и управляемость вообще перестают давать поводы для критики: в этих условиях автомобиль становится и предсказуемым, и адекватным.

Во-вторых, геометрическая проходимость. На ухабистой дороге дорожный просвет 220 мм, колесная база 2450 мм и короткие свесы позволяют ехать, не боясь приложиться днищем или что-нибудь оторвать. А на бездорожье все это помогает двигаться по глубокой колее и атаковать крутые горки.

Главное – не допускать диагонального вывешивания или проскакивать такие участки ходом. Ведь длинноходная подвеска и межосевая блокировка – это хорошо, но отсутствие межколесных блокировок или хотя бы их электронных имитаций здорово снижает шансы преодолеть подобные препятствия.

Еще один ограничитель – пресловутый маломощный двигатель. По-хорошему любое мало-мальски серьезное препятствие лучше брать на понижающей передаче и ходом, потому как на «низах» двигатель может просто не вытянуть. Благо ходовая часть и геометрическая проходимость такую тактику позволяют.

Но удобство управления полноприводной трансмиссией вызывает вопросы. Проблема даже не в том, что раздатка управляется дополнительным рычагом, а в том, что орудовать им приходится с применением грубой силы и крепкого словца, потому что блокировка порой включается или отключается далеко не с первой попытки. По любым меркам это моветон.

Для чего и для кого?

В плюсах у Niva Travel до сих пор удобный салон (пусть и с устаревшим интерьером), комфортная ходовая часть и серьезный по нынешним временам внедорожный арсенал: постоянный полный привод, понижающая передача, механическая межосевая блокировка. Но для реализации всех возможностей шасси и трансмиссии не хватает более мощного двигателя, а также межколесных блокировок, для активной безопасности – ESP, а в идеале – более современного и лучше продуманного интерьера.

Но ведь про такие автомобили сложно писать как про коня в сферическом вакууме. Здесь необходим контекст. А он такой: что за близкие деньги вообще можно взять из внедорожников? Из новых дешевле только Niva Legend, но это довольно специфический на сегодня вариант. Заметно дороже просторный, но тоже возрастной и далеко не безупречный UAZ Patriot. А дальше не менее дорогие кроссоверы с электронно-управляемой муфтой в приводе задних колес.

Среди подержанных автомобилей выбор и возможности шире, но, даже чтобы озвучивать варианты, возникает вопрос: зачем вообще нужен внедорожник? Для семейных целей и вылазок на природу это будет один расклад, для участия в трофи-рейдах – немного другой. Но проблема вот в чем. Серьезных «проходимцев» на вторичном рынке не так много, тем более в достойном состоянии.

Кстати, если проходимость не на последнем месте, то в случае с Niva Travel можно и нужно идти по пути совершенствования конструкции. Ведь в России на эту технику уже все есть: и компоненты, и готовые решения, причем вполне доступные по цене. Сделать лифт подвески, поставить колеса побольше, закинуть межколесные блокировки, даже улучшить тягово-мощностные характеристики двигателя, установив на него компрессор или турбину. Но тогда вопрос: зачем вам новая машина? Возьмите подержанную и доводите под ваши требования.

Ну а если ничего не трогать, оставить как есть? Если живете в крупном городе, зачем вам постоянный полный привод, «дохлый» мотор и расход более 13 литров в городском цикле? А вот для периферии это вполне годный вариант: все просто, не боится плохих дорог, не скисает на легком бездорожье. На этом фоне и недостатки не так страшны.

Выражаем благодарность Lada.by за предоставленный для теста автомобиль

Нравится Не нравится
Комфортная энергоемкая подвеска Маломощный «прожорливый» двигатель
Хорошие внедорожные качества Устаревший интерьер, неудобное управление функциональным оборудованием
Практичность автомобиля, учитывая внешние габариты Отсутствие ESP

Ценообразование

Прайс-лист на обновленную модель стартует с 28.810 руб. за комплектацию Classic: водительская подушка безопасности, усилитель руля, ABS, стальная защита двигателя, зеркала с электроприводом и обогревом, передние электростеклоподъемники. Комплектация Comfort с кондиционером, охлаждаемым бардачком, подогревом передних сидений и 15-дюймовыми литыми дисками оценена в 30.650 рублей.

Исполнение Comfort+ помимо «комфортных» опций (сигнализация, противотуманные фары, рейлинги, 16-дюймовые колеса) имеет еще и шноркель. Такая Niva обойдется в 31.640 рублей.

Исполнение Luxe+ за 34.760 руб. означает наличие пассажирской подушки безопасности, дополнительной виброизоляции, заднего парктроника, камеры заднего вида с омывателем, мультимедийной системы с 7-дюймовым экраном и навигацией, обогрева лобового стекла, водительского кресла с регулировкой поясничного отдела и высоты подушки. А если не нужен шноркель, можно взять Luxe за 33.710 рублей.

Технические характеристики Lada Niva Travel 

Кузов 5-дв. универсал
Длина/ширина/высота, мм 4099/1804/1690
Колесная база, мм 2450
Дорожный просвет, мм 220
Объем багажника, л 320-650
Вместимость топливного бака, л 58
Рабочий объем двигателя, куб.см 1690
Макс. мощность, кВт (л.с.) при об/мин 58,5(80)/5000
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 127,4/4000
Коробка передач
Привод постоянный полный
Время разгона 0-100 км/ч, с 19
Макс. скорость, км/ч 140
Расход топлива: город/трасса/средний, л на 100 км 13,4/8,5/10,2

Источник