10 «фишек» электрического суперпикапа Rivian R1T. Rivian R1T
10 «фишек» электрического суперпикапа Rivian R1T. Rivian R1T

10 «фишек» электрического суперпикапа Rivian R1T. Rivian R1T

Стартап Rivian выпустил свой первый электромобиль в этом сентябре, а уже 10 ноября фирма провела IPO с удивительным успехом. В первый день торгов на бирже стоимость компании превысила $90 млрд. Малоизвестная марка с ходу обогнала крупнейших игроков американского автомобилестроения, включая Ford ($77 млрд) и General Motors ($87 млрд), и стала основным конкурентом Tesla ($1 трлн). Всему виной электрический суперпикап R1T — машина с мультяшной внешностью и крутыми возможностями. Что о ней рассказывают те, кто уже успел поездить на новинке, и попытались понять, в чем ее главные «фишки».

«Фишка» № 1 — он всех опередил

Главный секрет интереса к новинке лежит на поверхности — Rivian R1T опередил Tesla Cybertruck, Hummer EV и Ford F-150 Lightning. Из этой троицы только Hummer EV уже на пути к дилерам: серийное производство стартовало 17 ноября. Но Rivian R1T продается уже два месяца, и именно он первым наглядно показал всему автомобильному миру, что электромобили не просто совместимы с серьезным офф-роудом. Они идеально для него подходят.

В Rivian даже придумали свое название для такого класса машин — Electric Adventure Vehicles («электрический транспорт для приключений»).

У R1T на каждом колесе по электромотору мощностью по 200 л.с. каждый, и управляются они независимо, так что пикапу не нужны ни блокировки дифференциалов, ни раздатка, ни «понижайка» — ведь пиковая тяга в 1220 Нм достигается буквально с нулевых оборотов.

«Фишка» № 2 — шасси что надо

Rivian R1T получил довольно любопытную подвеску. Как вам, например, то, что тут нет привычных стабилизаторов поперечной устойчивости, их заменяет оригинальная разработка: амортизаторы объединены общей гидравлической системой.

Это дальнейшее развитие конструкции, которая в свое время дебютировала на суперкаре McLaren MP4-12C. Левые и правые амортизаторы по команде электроники меняют свои характеристики ходов сжатия и отбоя в противофазе. При этом передняя и задняя пары работают синхронно. Подвеска способна «распускаться» на тяжелом бездорожье, чтобы обеспечивать колесам максимальные вертикальные ходы. А на асфальте шасси «зажимается», чтобы минимизировать крены.

Пневматическая подвеска спереди — на двойных поперечных рычагах, сзади — «многорычажка». Днище практически плоское, а в верхнем положении кузова дорожный просвет достигает 378 мм. Короче, автомобиль готов к самому серьезному офф-роуду. Пневмобаллоны позволяют менять клиренс в пределах примерно 16 см. То есть даже в самом нижнем положении, рассчитанном исключительно на погрузку, пикап имеет дорожный просвет примерно в 210 мм.

Геометрическая проходимость тут на достойном уровне за счет коротких свесов и не слишком большой (по меркам крупных пикапов, конечно) базы. Углы въезда съезда и рампы — 34, 29,3 и 25,7 градуса соответственно. Электропикап способен штурмовать подъем в 45 градусов и преодолевать брод глубиной около 1 м.

Новинка штатно оснащается резиной внешним диаметром 34 дюйма. Отметим, что по вертикальным ходам колес Rivian R1T уступает разве что таким вездеходам, как Ford F-150 Raptor и Hummer EV.

«Фишка» № 3 — платформа «скейтборд»

Rivian R1T создан на оригинальной платформе, особенность которой в том, что все основные элементы расположены ниже верхней кромки колес. Это называют платформой-«скейтбордом». Как видим, дорожный просвет от этого не пострадал. При этом такая «тележка» позволяет сверху ставить фактически любой кузов. Допускаются довольно необычные компоновочные решения. Они есть и у R1T. К этому мы еще вернемся.

Сейчас под полом — тяговые батареи емкостью 135 кВт/ч. От 200-киловаттной зарядки постоянного тока можно за 20 минут пополнить запас хода на 225 км. Полной зарядки должно хватать более чем на 500 км пути, но тут производитель уточняет, что этот показатель достижим только на штатной асфальтовой резине посадочным диаметром 20 дюймов. Если поставить внедорожные шины класса All-Terrain или же спортивные 22-дюймовые колеса, запас хода уменьшится на 15%.

Позднее должны появиться модификации на 180 и 105 кВт/ч.

«Фишка» № 4 — как он гоняет

Мы уже почти перестали удивляться цифрам разгона электромобилей до «сотни», и все-таки — только вдумайтесь: при массе в 2670 кг крупный пикап выстреливает до 60 миль в час (97 км/ч) всего за три секунды. Еще не так давно такие показатели у нас ассоциировались с машинами для миллиардеров вроде Bugatti Veyron. А тут речь про пикап, который в США обещает стать вполне распространенным.

Когда у моторов суммарная мощность составляет 764 л.с., актуально поинтересоваться тормозами. С ними ситуация такая: даже если не пользоваться штатными Brembo и ездить в «однопедальном» режиме, замедляясь только за счет рекуперативного торможения, пикап сбрасывает ход очень резво. При минимальной силе рекуперации замедление — 0,21 G. В средних настройках — 0,25 G, а в спортивном режиме — 0,30 G. При этом у педали тормоза — прямая связь с колесами, так что «обычные» тормоза добавляются «поверх» рекуперации.

В числе ездовых режимов есть не только внедорожные настройки, но и варианты, чтобы «отжигать» — «Ралли» и «Дрифт». Последний смещает баланс тяги в пользу задней оси и допускает большую разницу в скоростях вращения передних и задних колес.

«Фишка» № 5 — чудо-багажники

Уникальная черта Rivian R1T — это особый «багажный» тоннель, размещенный за задними дверями под основной грузовой платформой и пересекающий машину насквозь. Такое, конечно, возможно исключительно на электромобиле, чья «начинка» занимает меньше места, чем традиционные компоненты, и к тому же размещена максимально низко в полу. Вновь вспомните платформу-«скейтборд».

Сюда легко влезут пара чемоданов друг за другом и еще место останется. Полезный объем — 331 л.

Также это пространство может быть использовано для специальных походных аксессуаров. Например, тут можно разместить выдвижной набор для пикника. Он одной «ногой» встает на землю, а противоположным краем держится за автомобиль. Такой набор представляет собой полноценную походную кухню с электроплитой и полным набором посуды. И все это, по сути, не занимает никакого полезного места в основных багажных отделениях.

В переднем багажнике можно уместить еще 311 л поклажи.

Дополнительные вместительные боксы — под задними местами.

И это мы еще не дошли до основной грузовой платформы пикапа.

«Фишка» № 6 — это не автомобиль-гаджет, а нормальный грузовик

Длина Rivian R1T — 5514 мм. Это примерно на 400 мм меньше, чем у будущего F-150 Lightning, но все равно прилично. Длина грузовой платформы — 1374 мм, это сравнимо с «короткой» Toyota Tacoma. Размеры открытого кузова не претендуют на что-то особенное, но пространство для груза устроено удобно. Сверху есть сдвижная шторка, которая запирается вместе с откидным бортом. Сам борт рассчитан на перевозку длинномеров. В откинутом состоянии он удлиняется за счет дополнительной секции, и тогда от кабины до задней кромки — 2131 мм.

Кстати, в бортовой кузов выведен вентиль от компрессора пневмоподвески — можно от него накачивать шины.

«Фишка» № 7 — съемная Bluetooth-колонка и другие необычные штуки в салоне

Надо сказать, интерьер некоторые критикуют, но нельзя не признать, что многое сделано с фантазией. Смотрится и эффектно, и в меру брутально.

Не обошлось без эргономических странностей. Например, зеркала и руль регулируются многофункциональными клавишами на спицах «баранки», но чтобы задействовать эти регулировки, надо сначала выбрать соответствующий раздел на тачскрине «мультимедийки».

Те же органы управления на руле отвечают еще за множество функций. Похожий подход использует Tesla, и многие реальные пользователи отмечают, что старые добрые кнопки и рычажки все-таки были бы лучше.

Интерфейс 16-дюймовой «мультимедийки» организован так, что по периметру размещены клавиши быстрого доступа к наиболее востребованным функциям. Но коль скоро практически все манипуляции приходится производить через этот тачскрин, дело это не быстрое: чтобы перейти к нужной функции, требуется пройти по меню на два-три уровня вглубь.

Множество камер кругового обзора помогают не только на бездорожье. Можно из салона видеть, как идет погрузка багажа. Когда автомобиль припаркован и закрыт, камеры могут автоматически включать запись, если обнаруживают движение в поле зрения.

Пикапы из первой «приветственной» серии Launch Edition оснащены шикарной 1200-ваттной аудиосистемой Meridian с 18-ю динамиками. Она умеет подключаться к стриминговым музыкальным сервисам Spotify и Tune-In, но парадоксальным образом не «дружит» с Apple CarPlay и Android Auto. А раскиданные по салону гнезда USB Type-C пригодны только для зарядки и не позволяют передавать музыку с вашего гаджета на колонки. Можно послать музыку по Bluetooth, и на этом «дружба» Rivian R1T со смартфоном заканчивается. Странно…

Навигацию из мобильника на экран в салоне не выведешь, придется пользоваться встроенными картографическими сервисами.

Представители Rivian утверждают, что это было сделано умышленно: мол, пользователю удобнее работать со всеми функциями через штатный интерфейс, а не через надстройки вроде CarPlay. Однако те, кто уже опробовал свежий пикап, отмечают, что владельцы этих машин наверняка будут вешать свой смартфон на присоску и пользоваться в основном им, потому что интерфейс и ПО «мультимедийки» не сравнятся с iOS или Android.

Зато из глубин центрального тоннеля, который тут не занят никакими трансмиссионным элементами, можно вытащить Bluetooth-колонку! Она предназначена для «уличного» использования.

«Фишка» № 8 — Rivian не гонится за автопилотами, это электромобиль для водителя

Что касается автономного вождения, на которое делает ставку Tesla, у Rivian нет никаких прорывов. Даже наоборот, Rivian делает упор на то, что водитель никогда не должен полностью отвлекаться от дороги. Говорят, тут удачный баланс между реальным вождением и вмешательством различных ассистентов. Но водитель всегда должен оставаться главным.

Например, адаптивный круиз-контроль оснащен защитой от обмана. Известно, что подобные системы контролируют, держит ли водитель руки на руле, но некоторые пользователи их обманывают подручными средствами. Если закрепить на руле бутылку с водой или какой-то другой небольшой противовес, то электроника воспримет это как норму и не будет подавать тревожных сигналов. В Rivian R1T рулевое управление способно более точно отличать действия реального человека от обманных приспособлений.

Само собой, тут есть и система удержания в полосе, способная подруливать, и система автоматического экстренного торможения, и все прочее, что мы привыкли видеть на современных продвинутых моделях. Но беспилотное вождение — не конек Rivian.

«Фишка» № 9 — соотношение цены и характеристик

За Rivian R1T (764 л.с.) в стартовой версии Launch Edition просят $73 000, а на подходе младшая комплектация с теми же характеристиками, но оснащение у нее попроще. Она стоит всего $67 500. Потом появится вариант с аккумулятором поменьше, и он будет еще дешевле. Для сравнения: Hummer EV выходит на рынок в 1000-сильной модификации за $112 595. Впереди 830-сильный вариант и младшая 625-сильная версия. Последняя будет стоить $80 000–90 000 в зависимости от емкости батареи, но ее еще долго ждать.

«Фишка» № 10 — к проекту подключились серьезные инвесторы

Пока объемы выпуска — меньше четырех штук в день. За сентябрь и октябрь произвели менее 200 экземпляров. Для стартапа это неплохо, но для компании, которая стоит уже в районе $100 млрд, — мизерный тираж. Все скоро изменится.

За Rivian стоят серьезные инвесторы — Amazon и Ford, их доли — примерно 20% и 5% соответственно. Предприятие будет производить для онлайн-ритейлера Amazon коммерческие фургоны. На будущий год планируется выпустить 10 000 единиц, а к 2030 году — 100 000.

После выхода на IPO руководство Rivian заявило, что общие объемы выпуска (всех моделей) достигнут к 2030 году — держитесь за что-нибудь! — 1 000 000 штук в год.

Пока же на подходе внедорожник Rivian R1S на платформе пикапа. Продажи должны стартовать в январе 2022 года.

Автор: Егор Шуваев

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.