120 км/ч в паре сантиметров от земли. Тестируем очень быстрый гоночный карт
120 км/ч в паре сантиметров от земли. Тестируем очень быстрый гоночный карт

120 км/ч в паре сантиметров от земли. Тестируем очень быстрый гоночный карт

Это вам не прокатный картинг! Чтобы ехать быстро на DD2, нужно не только знать всю скучную гоночную науку про траектории и точки торможения, но и банально не бояться скорости. Шутка ли, но топ-пилоты в конце прямика на картодроме в Стайках выжимают больше 120 км/ч! А сколько получится у меня?

Техническая вводная

Если говорить про особенности техники вкратце, то в карте класса Rotax Max DD2 есть подрулевые «лепестки» для переключения двух передач, радиатор, передние и задние тормоза, а также ручная регулировка баланса тормозного усилия между осями. Мотор на 125 «кубиков» двухтактный, с карбюратором, 34 л.с. и 22 Нм при 10.500 об/мин, и это при массе карта с пилотом в районе 172-180 кг. Космолет! Моим гидом в Стайках становится Ярослав Мазуров – 18-летний пилот чемпионата Беларуси и призер отдельных этапов. В картинге он больше семи лет, и в кадре сегодня именно его гоночная машина.

В картинге, как во владении настоящим автомобилем, попытка сэкономить и взять подержанную машину по низу рынка вылезает боком. Взяв «бэушку» из Латвии за 3500 евро (что на самом деле дешево для такой техники), половину минувшего сезона Ярик и его команда мучились из-за технических проблем. Парень смог поехать во всю силу только в концовке соревновательного года. В итоге – уверенная победа в длинном октябрьском заезде «Леман-21», где пилоту нужно было продержаться за рулем чуть больше 75 минут и совершить три остановки на пит-лейне по 5 минут.

Здесь время сделать лирической отступление и сказать, что в мире картинга Rotax Max – это серия классов в зависимости от возраста и скорости пилотов: Micro, Mini, Junior, Senior… DD2 – вершина пирамиды RM и единственная категория, где пилоты переключают передачи, – остальные классы серии бескоробочные. А есть еще отличия от остальных «ротаксов»?

«Если сравнивать с юниорским классом, то здесь выше крутящий момент и скорость на прямой, больше высота цилиндра, – объясняет Ярослав. – Мотор оснащен регулируемым клапаном мощности и масляной ванной. Вообще, Rotax достаточно унифицированы по техчасти – грубо говоря, двигатель для класса Micro реально переделать в Junior за одну ночь. Конкретно этот мотор крутится до 14.000 оборотов».

Еще одно отличие от юниорского класса – наличие передних тормозов. На картах начальных категорий тормозной диск один и находится на задней оси – распространенное решение, которое применяется в том числе на прокатных машинах.

«На самом деле адаптация к передним тормозам у каждого картингиста индивидуальна, – считает Ярослав. – У меня она заняла один день. Есть еще пример – Вова Григорьев (пилот класса RM DD2, ранее гонявшийся в «старшем» зачете RM на чемпионате Беларуси. – Прим. редакции). Я думал, что он будет раскатываться в новом классе год, а человек за три тренировки поехал со всеми в «пачке».

Конструкция тормозов в DD2 предельна проста: есть главный тормозной цилиндр, два бачка, две трубки и регулятор баланса между ними. Электрика тоже бесхитростна: реле, которое приводит в действие стартер, дальше искра идет на свечу – и поехали.

«Не зарядил его – профукал гонку, а если перебит какой-нибудь малюсенький провод, то хорошей скорости тоже не жди», – Ярослав знает об этом не понаслышке, поскольку на одном из этапов чемпионата-2021 лишился шансов на высокий результат именно из-за проблем с электрикой.

Система охлаждения двигателя, по словам картингиста, работает так же, как в обычном автомобиле. «Отличие только в том, что радиатор меньше, как и количество патрубков», – подмечает Ярослав. Важная деталь – шторка, с помощью которой в зависимости от погоды пилот может регулировать размер радиатора.

Жарко? Открываем полностью! Холодно? Лучше прикрыть. Ближе к зиме, например, на помощь спешит скотч, чтобы площадь радиатора стала еще меньше.

«Тяжело, когда погода непонятная, как этой осенью, – объясняет Ярик. – На последней гонке-2021 наклеили одну полоску скотча – мало. Наклеили вторую – пришлось каждые полкруга «играть» шторкой, чтобы держать мотор в оптимальной температуре».

Еще одна картинговая хитрость – правильный выбор рамы. По словам гонщика, все зависит от личных предпочтений, одного оптимального решения для всех быть не может. Например, наш собеседник сейчас ездит на итальянском шасси Tony Kart.

«Рамы бывают разные по мягкости, на некоторых тормозной диск плавающий, – объясняет гонщик. – Tony Kart считается одной из самых мягких рам. В поворотах она сильнее изгибается – от этих тонкостей зависит, будет машина упираться колесами в вираже и ехать, либо просто скакать, или срываться с траектории. Хотя под чей-то гоночный стиль больше подходит шасси Intrepid или Birel. Сколько людей – столько и мнений».

Шины – отдельная боль картингистов. Комплект резины стоит 190 евро, его хватает на один соревновательный и тренировочный день. Недешево! Передние и задние отличаются не только по ширине, но и по диаметру – 10 дюймов против 11-ти.

А что с физической подготовкой пилотов?

«Когда ехал первые гонки в DD2 и видел, что до финиша еще 9 кругов, то просто плакал, настолько было тяжело. Потом на тренировках прибавлял себе постепенно по кругу, занимался в зале. Сейчас в основном уделяю внимание бицепсам, прессу, мышцам груди и ног. На ноги тоже идет нагрузка – под педалями есть распорка, которой нужно пользоваться для эффективного торможения. Упираешься в руль и в нее – растягиваешь раму, карт тормозит как вкопанный», – делится секретами пилот.

Ярослав – парень высокий, его рост 192 см. «Среди соперников я выгляжу как столб в поле», – шутит картингист.  Чтобы снизить сопротивление воздуха, гонщику приходится пригибаться на прямых. По его словам, на прямой за счет этого иногда можно подтянуться к сопернику примерно на метр.

«Mychron во время заезда – мой лучший друг, – говорит Ярослав, показывая на дисплей. – На нем можно узнать скорость, обороты, температуру охлаждающей жидкости, время круга и т.п. С помощью компьютера затем можно выгрузить данные, «прочитать» весь заезд и увидеть ошибки, ведь устройство позволяет узнать, например, насколько была нажата педаль «газа» или повернут руль».

Предполетная подготовка

Впрочем, мы здесь не ради лекций собрались – пора на трассу! Конец сезона, пятница, вечер, официальный тренировочный день, но ажиотажа на картодроме давно нет, к 17.00 на трассе остались лишь Ярик и его напарница Саша, которая гоняется в юниорах.

Пилоты наматывают круги, а Ярослав заодно проверяет машину, чтобы передать ее мне. Ух, волнительно! Тренер команды Денис Славинский (да-да, тот самый, что учит ездить на результат Кристину на Porsche 911) дает топовое напутствие: «Две педали, руль, первая передача включается левым «лепестком», вторая – правым. Дальше ты и так разберешься».

Ярик и Саша съезжают на пит-лейн, чтобы дать технике немного остыть, а я в этот момент начинаю трюк с переодеванием: нужно натянуть старый комбинезон, который любезно предоставила команда Дениса, а под него надеть защиту ребер. В быстрых классах без нее никуда – раньше пилоты частенько не только отбивали ребра, но даже ломали их во время гонок, настолько высоки нагрузки на организм. Впрочем, даже сейчас защита не всегда помогает, жалобы картингистов на то, что после гоночного уикенда у них ноют ребра, в порядке вещей.

К счастью, мне защита и жесткое сиденье карта приходятся впору – сел как влитой. Посадка в целом неплоха, хотя руль я бы подтянул ближе. Но это не премиум-кроссовер, а гоночный карт, и чтобы подогнать органы управления под себя, нужно взять набор ключей, механиков в помощь и потратить не одну минуту. Поэтому придется мириться с педалями, которые отрегулированы под высокого пилота. Перестраивать их положение уже некогда – скоро стемнеет. 

Теперь тренера «включает» Ярослав, объясняя базовые понятия: «Чтобы тронуться, нажми кнопку стартера, а затем пару раз надави на «газ». Как только обороты начнут спадать, включай первую. Тормоза первый круг будут очень слабыми – считай, что их нет. Самое главное – не включи первую сразу после того, как раскрутишь мотор после стартового прямика».

Привет мотоциклистам!

Что же, вроде бы все указания получены – поехали! Дабы не насиловать технику лишний раз, Денис включает передачу за меня.

Первые ощущения – это точно не прокатный картинг. Вибрации такие, что весь мир трясется в такт мотору Rotax. Добавляешь «газ» – вибрации усиливаются, а вокруг как будто бы происходит землетрясение. Нажимаю на тормоз – и клюю шлемом. Тормозов на первом круге нет – это по меркам картингистов или обычных людей?

DD2 ездит на смеси 95-го бензина и масла Motul для картов. Метки на баке – строгий расчет под гоночную дистанцию

Выезжаю с пит-лейна на трассу, первый круг даже не прогревочный, а ознакомительный. Да, в Стайках я бываю чуть ли не каждые выходные, но одно дело смотреть на асфальтовую петлю со стороны, другое – ехать по ней. Повороты воспринимаются совсем иначе, как и коварные места трассы.

Что там Ярик говорил? Когда огоньки на Mychron добегут до красного, тогда и включать вторую? Да, трясет и звенит так, что не просто цвета не воспринимаешь, а забываешь, как они называются!  Тем не менее пара первых кругов пройдена, и я начинаю ускоряться. Парни на пит-лейне тем временем задумчивы как никогда.

Пора «топить»! Вдавливаю острейшую по реакции педаль «газа» на стартово-финишной прямой – обороты растут линейно, карт ускоряется мгновенно. А в голове проносится цепочка мыслей: «Так, сейчас будет за «сотню», стена за первым поворотом довольно близко, а карт стоит больше 3000 евро. Давить или сбросить?»

Быстро вспоминаю, что говорила команда: «Ты же не на время летишь, а просто чтобы понять, как едет DD2». Что же, сбрасываю скорость чуть ли не с середины прямой…

А что там про температуру двигателя говорили, какой рабочий диапазон? Открою шторку на радиаторе, буду косить под опытных ребят – Mychron показывает под 50 градусов. Черт, всего круг, а уже 41 градус! Тогда закрою. Хотя для человека со стороны разница в температурных режимах на вот эти плюс-минус девять градусов вообще не заметна – что так голову нужно держать на разгоне, что эдак.

Между тем команда выпускает на трассу Сашу – и она резво нагоняет меня даже на более медленной технике. Делаю что могу, но в итоге просто пропускаю ее – хитрю, считая, что сейчас зацеплюсь за нее и быстренько разведаю верные точки торможения-разгона. Но какое там – Саша на юниорском Rotax улетает от меня, как будто еду не на DD2, а на «Малыше». Накат и знание трассы решают!

Как говорится, хочешь ехать быстро – тормози максимально поздно. На трассе в Стайках есть хитрое место – поворот после небольшой горки, которую гонщики прозвали трамплином. «Фишка» в том, что на самых быстрых картах там нужно тормозить в два этапа: сначала до, затем после трамплина. Как же хорошо умничать со стороны! За рулем момент «переката» через горку еще нужно почувствовать – в итоге никаких двух, а одно затяжное нажатие на педаль, и я легко блокирую передние колеса на торможении, проскакивая мимо траектории. В целом информативность педали тормоза, мягко говоря, так себе – как будто есть только положение «вкл» и «выкл». Или это с непривычки? Будет время подумать на пит-лейне – команда как раз зовет сделать паузу.

– Слушай, а почему ты такой мотоциклист? – такой фразой меня встречает Денис.

– ???

– Ты в поворотах наклоняешься внутрь, а нужно наружу, чтобы нагрузить шасси и ехать быстро.

Вот оно что… А еще плечи побаливают.

– Это потому, что ты едешь как мотоциклист. Рулил бы руками и наклонялся правильно, тогда и плечи бы не болели.

Возвращаюсь на трассу. Как говорит команда, «чтобы утрясти эмоции и все понять». Действительно, второй заход получается гораздо более осмысленным – я уже начинаю понимать, когда именно «подоткнуть» первую и как крутить двигатель («Слушай мотор, переключайся на слух», – посоветовал Денис перед выездом на трассу), а заодно пытаюсь избавиться от «мотоциклизма». Худо-бедно начинаю доверять резине – «держака» для моего темпа море, даже несмотря на то, что комплект далеко не новый. Хотя перебирать со скоростью в поворотах при моих рубленых траекториях не стоит – заднюю ось на гоночных сликах резко срывает в занос, и это настоящий тест на скорость реакции.

Еще бы рассмотреть, что там за цифры бегают на центральной части дисплея и сколько оборотов в разных уголках трассы, но какое там – в поворотах просто не до этого, рулить нужно максимально точно, а на прямой все внимание в точку, поэтому картинка по бокам от асфальтовой полосы превращается в неразборчивую мазню. Теперь понимаю, почему на соревнованиях картингисты иногда не замечают судейские флаги. Да тут баннер 10-метровый нужен, чтобы успеть увидеть и понять команду, а не клочок ткани!

Вместо вердикта

Конечно, без времени круга никак, пускай это и не было главной целью нашего гоночного тест-драйва. Ярослав штамповал круги в вечерней сессии в районе 53-54 секунд. Я же в лучшей попытке проехал… 1.06. Сделаем скидку на незнание трассы, техники и то, что я в принципе ехал не на 100%. Оттого и проигрыш по «максималке» – «всего-то» 109 км/ч в конце прямой.

«На самом деле для первого раза ты проехал неплохо, – подбадривает Ярослав. – Помню свой первый раз в DD2, так я боялся включить вторую передачу. А ты и передачами пользовался, и «газу» побольше давал. Так что для человека без опыта езды на подобной технике это неплохой результат. А чтобы ехать быстрее, нужны тренировки. Естественно, тебе страшно, есть вопросы по траекториям, по моменту нажатия на «газ» и тормоз».

Кстати про страх. Первый затяжной поворот после прямика в Стайках заставляет ежиться, когда в него залетает толпа картингистов, и за рулем ощущения тоже острые. Хотя двукратный чемпион Беларуси в DD2 Иван Семашко со мной в корне не согласен:

Охотно верю ему: на недавних соревнованиях в Австрии Ваня стал третьим, а до этого выиграл чемпионат России и отобрался на мировой финал серии Rotax Max, который пройдет 11-18 декабря в Бахрейне. Безмерно крут!

[embedded content]
Предвижу комментарии: а видео где? Наши заезды мы не снимали, зато предлагаем достойную альтернативу – профессиональную запись заезда финальной гонки DD2 на сентябрьском Кубке Беларуси-2021 (отметка 4:11.39)

А у меня проблема – нужно еще! Да, подвески нет, туловище с ногами бросает из стороны в сторону, в ушах звенит. Зато это кристально чистое ощущение скорости без кренов, ESP, ABS, климат-контроля, мягких кресел, сенсорных дисплеев и прочих генно-маркетологических примесей. А ведь еще есть класс картов KZ2, в котором другой мотор с коробкой на шесть передач, и он еще быстрее…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *