7,49 рубля на 100 километров. Тест-драйв подержанной Toyota Prius Prime
7,49 рубля на 100 километров. Тест-драйв подержанной Toyota Prius Prime

7,49 рубля на 100 километров. Тест-драйв подержанной Toyota Prius Prime

Неопытный глаз вряд ли отличит американскую Toyota Prius Prime от родственного Prius IV (XW50/51). Но различия есть как визуальные, так и технические. Prime – подзаряжаемый гибрид, европейским аналогом которого является Prius PHV. На нем можно ездить едва ли не на одном электричестве и не думать о том, что будет, когда разрядится батарея. Фантастика? Нет.

В родстве с УАЗом

Нам ничего не известно о людях, которым нравится этот силуэт, но и назвать Prime страшным язык не поворачивается. Да, внешность специфическая, но мы же знаем, что такая форма кузова продиктована аэродинамикой. 

От чуть более привычного глазу, хотя и малораспространенного в наших краях Prius IV Prime визуально отличается иной светотехникой: спереди у него узкая полоска светодиодных фар, иную форму имеют и задние фонари. 

Отличается и крышка багажника – пожалуй, самый необычный элемент этого автомобиля. Ее часть, расположенная над нижним узким стеклом, изогнута будто крылья чайки. В результате дизайнерам пришлось придать нехарактерный изгиб в центральной части и заднему стеклу. 

Выглядит это очень непривычно, но крайне оригинально. Правда, из-за вогнутой формы стекла с него пришлось убрать «дворник». Но так ли хороша аэродинамика этой машины, чтобы в условиях белорусской зимы обзор назад оставался приемлемым?

Есть у Prius Prime особенность, которая роднит его с УАЗом, – лючки на обоих задних крыльях. Но не обольщайтесь – к любой колонке на АЗС подъехать не получится. Ведь слева находится заправочная горловина, а справа скрывается традиционный для США зарядный порт Type 1. Для зарядки на наших станциях понадобится переходник с Type 2. 

Длина машины составляет 4645 мм, ширина – 1760 мм, а высота – 1470 мм. Прирост размеров относительно Prius IV произошел путем увеличения свесов, колесная база же осталась прежней – 2700 мм. Дорожный просвет составляет 122 мм – в белорусских реалиях зимой даже в городских дворах можно брюхом уменьшать глубину колеи. 

Не без экономии

Интерьер Prius Prime футуристичный и соответствует внешности машины. 

Посередине торпедо вторым ярусом над центральной консолью располагается вытянутая в длину электронная «приборка». 

Сама консоль – это огромный вертикальный 11,6-дюймовый дисплей, рядом с которым оставили сенсорные клавиши управления температурой, обогревами стекол, громкостью, меню и физическую кнопку «аварийки». 

Ниже разместился джойстик управления режимами трансмиссии и кнопки переключения между режимами движения.

Под селектором на центральном тоннеле нашлось место площадке для беспроводной зарядки телефонов, следом располагаются подстаканники и подлокотник с вместительным боксом внутри. 

Правда, его верхняя часть открывается не назад, как это принято почти везде, а в сторону правого кресла. Водителю удобно, но что если доступ в бокс потребуется пассажиру?

Ему остается бардачок, но он в этой машине небольшой – туда даже А4 целиком не помещается. 

Сиденья в комплектации машины на тесте отделаны экокожей, довольно дешевой на вид. Примерно как в Tesla Model 3. Водительское кресло имеет электрорегулировки, у него хороший профиль подушки и спинки, достаточная боковая поддержка. Придраться не к чему – сидеть удобно. 

А вот диапазон регулировки руля по вылету невелик – производитель как бы намекает, что надо сидеть вертикально, а не ездить полулежа. 

Единственное, что не понравилось, – довольно высокий центральный подлокотник. Если усесться максимально низко, то при рулежке его задеваешь правым локтем. 

В остальном эргономика хороша, а огромные физические клавиши (такими включается, например, обогрев сидений), за которые часто ругают Toyota, на практике удобны. Ничего не смутило и в логике управления медиасистемой.

Задний диван трехместный. Казалось бы, что тут такого, но в некоторых версиях Prime диван был рассчитан на двоих, а подлокотник не убирался в спинку. Те, кто вынужден был возить сзади два детских кресла, просто снимали его, так как и пассажира не посадить, и ремни застегивать неудобно.

К посадке вопросов нет. Места для ног достаточно, по крайней мере когда при росте 178 см усаживаешься сам за собой, третий пассажир влезет без проблем, ведь центральный тоннель тут символический. Разве что рослым пассажирам может не хватить высоты. 

Удобств для задних седоков минимум: карманы в спинках передних сидений да две двухамперные USB-розетки для питания гаджетов.

По бокам от спинки дивана можно увидеть две вентиляционные решетки – стандартная картина для Prius с давних времен. Они нужны для охлаждения батареи, необходимо следить, чтобы эти решетки ничем не перекрывались.

Так как в PHV-версии увеличенная относительно обычного гибрида батарея, ее пришлось разместить в багажнике, пол которого заметно приподнят относительно порога. Высота грузового отсека до шторки откровенно небольшая, хотя площадь пола в багажнике внушительная. Заявленные 354 литра похожи на правду. Естественно, ни о какой «запаске» в «подполье» речи нет.

Функционально багажник прост: два откидных крючка для пакетов да лампа подсветки справа. Даже розетки 12 В нет. 

Но самое печальное, что сэкономили на направляющих для шторки, хотя их размещению не мешало ничего. В итоге даже самый культурный человек, возвращая шторку в закрытое положение, начнет ругаться матом. А ведь ее еще и приходится придерживать, когда она сматывается. 

«Лайк» за надежность

Силовая установка на Prius остается практически неизменной уже несколько поколений. Здесь все та же связка 1,8-литрового двигателя, дорабатываемого от поколения к поколению, электромотора и планетарной трансмиссии. Суммарная мощность составляет 122 л.с.

В целом под капотом Prime нет ничего, что требовало бы к себе излишнего внимания. Знай себе меняй масло и фильтры. Ну и раз в 100 тыс. км не помешает заменить масло в планетарном редукторе. Не исключено, что не только тормозные диски, но и колодки отходят около 100 тысяч, ведь в процессе замедления активно используется рекуперация, что минимизирует нагрузку на основную тормозную систему.

В подвеске спереди – классический McPherson, сзади – двухрычажная независимая схема. И тут никаких вопросов с надежностью, хотя смотря где и как ездить.

В багажнике автомобиля установлена тяговая литий-ионная батарея емкостью 8,8 кВт-ч. Казалось бы, даже от «медленного столбика» на 22 кВт она должна заряжаться быстро при условии замены порта Type 1 на Type 2, но на деле даже возможности Type 1 здесь раскрываются не полностью. Что от обычной розетки на 16 А, что от общественной станции на полный заряд батареи уходит 2 часа 10 минут. Скорее всего, ограничение по току заряда производитель сделал для того, чтобы продлить жизнь батарее и избежать ее перегрева. 

Заливная горловина для стеклоомывающей жидкости расположена удобно

Впрочем, сама концепция Prius Prime предполагает, что его владелец, скорее всего, будет жить в собственном доме, в гараже которого машина будет заряжаться ночью и к определенному времени. Ведь есть и такая возможность: несколько манипуляций с бортовым компьютером – и утром вы получите заряженную к вашему приходу машину с прогретым салоном и батареей, полностью готовую к поездке.

Если же говорить о надежности тяговой батареи, то пока нареканий на нее не встречается.

Шумно, но недорого

На ходу Prius Prime – очень комфортный автомобиль с убаюкивающе мягкой подвеской. И при этом порадовала управляемость – даже руль вполне информативный, но в поворотах машина все же слегка кренится.

Динамика у авто такая же, как и подвеска, – убаюкивающая. Реактивного ускорения мощного электрокара не ждите. Паспортный разгон до 100 км/ч – чуть менее 11 секунд, то есть на уровне дизельных «полторашек». Но в отличие от них набор скорости здесь максимально плавный, ведь нет рывков при переключении передач, – едешь как на вариаторе и ощущаешь только легкий пинок, когда на помощь электромотору приходит ДВС. 

А вместе с ним в салоне появляются и дополнительные шумы. Но даже при езде на электротяге Prime внутри далеко не самая тихая машина – изоляция колесных арок посредственная, шум качения шин по асфальту слышно хорошо. Но музыку громче – и проблема решена. А сделать громче хочется, ведь в машине установлена акустика JBL, которая звучит очень неплохо.

Обзорность с водительского места вперед и по бокам хорошая, а вот в салонном зеркале картинка странная из-за двухуровневого заднего стекла. Ну и американские боковые зеркала требуют привыкания.

Но Prius Prime не только про комфорт, но еще и про экономичность. Езда на этой машине сродни увлекательному квесту: можно смотреть на маленьком экране, как у тебя расходуется запас электроэнергии при разгонах и восполняется при торможениях, можно вывести аналогичную картинку на большой экран. Главное – не отвлекаться от дороги. Есть возможность ставить рекорды, так как компьютер собирает статистику по расходу топлива. А можно, ни о чем не думая, ездить в режиме «тапка в пол» и при заряженной батарее получить расход 1,8 л на 100 км! 

При этом на одном заряде много вы не проедете. В теплое время года его хватит на 50-55 км, но как только батарея разрядится и машина перейдет в режим обычного гибрида, расход вырастет до 3,8-4,5 литра на «сотню» в зависимости от условий и манеры езды. Это в городе, а на трассе будет больше 5 л на 100 км пути при разряженной батарее. А поедете с заряженной и недалеко – можете получить и 2,5 л.

А теперь настает время занимательной математики. Если поездки всегда укладываются в те 50 км, что позволяет проехать на одном заряде батарея, то получается, что средний расход на 100 км будет на уровне 16 кВт-ч электроэнергии и 1,8 л бензина при активной езде. Это 3,71 руб. (по тарифу 0,2321 руб. за кВт-ч) за электричество и 3,78 руб. за бензин. Итого 7 рублей 49 копеек. Конечно, можно ехать спокойнее и получить еще меньший расход топлива, но стоит ли оно того? Что получится на обычной бензиновой машине схожей мощности в том же режиме, вы прекрасно представляете. Минимум 10 л на 100 км и 21 рубль расходов. Полуторалитровый дизель с примерным расходом 6,5 л потребует 13,65 рубля. При этом, если вы не будете заряжать Prius Prime, а используете его как обычный гибрид, на 4 л бензина, которые нужны на 100 км по городу, потратите 8,4 рубля. А вот по трассе расходы на поездку будут сопоставимы с дизельными.

А теперь представьте, что Prime используется по самому экономному варианту, посчитанному первым. На 20 тыс. км, которые многие из нас проезжают за год, уйдет 1500 рублей. Дизель на тот же пробег с городским расходом потребует 2730 рублей. Разница – 1230 руб. в год, или около 480$. В реальности, конечно, разбежка будет несколько другой, скорее всего, даже меньшей. 

На первый взгляд экономия не так уж велика, чтобы предпочесть подзаряжаемый гибрид дизельному автомобилю. Но не будем забывать, что гибрид – это еще и экономия на обслуживании: ТО реже, не надо раз в 10 тыс. км менять недешевый для многих дизелей топливный фильтр, тормоза живут значительно дольше.

Наш вердикт

Явный минус Prius только один – маленький багажник. Правда, если вы не можете или не хотите регулярно его подзаряжать, можете выбрать обычный гибридный вариант. Тем более что при использовании городских зарядных станций расходы на содержание Prime будут сопоставимы с расходами на эксплуатацию неподзаряжаемого гибрида. Заодно и багажник окажется больше.

Но главное достоинство гибрида в любом его проявлении перед обычными «электричками» – это возможность поехать когда угодно и куда угодно, не думая о том, где вы будете его заряжать и доедете ли до цели в принципе, если единственная зарядная станция по пути окажется нерабочей.

Стоимость Prius Prime в Беларуси сегодня составляет 23.000-28.000$. И это за машину, которая приехала из Штатов со всеми сопутствующими нюансами. За эти деньги выбор на рынке большой, причем даже среди авто, сопоставимых с «Праймом» по уровню оснащения. Правда, Prius – это тот случай, когда можно купить машину и спокойно ездить на ней лет пять, меняя только масло и фильтры. С премиальными и не очень «немцами» за схожую цену такой номер вряд ли пройдет. Зато шторка в багажнике будет нормальной.

Редакция благодарит AUTOAMERIKA.BY за предоставленный для теста автомобиль

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.