Любовь белорусов и не только к продукции VAG Group понятна, масштабное помешательство всего мира на SUV – нет. Тем не менее для многих компактный кроссовер концерна VAG – желанная покупка. Но новым тот же Volkswagen Taos купить уже вряд ли получится, а Skoda Karoq не удастся пригнать из Европы. Остается либо выбирать из автомобилей, успевших поездить по дорогам Беларуси, либо искать альтернативу. А она существует, ведь многие забывают про марку Seat, в модельном ряду которой есть Ateca.
Брат-акробат
Поставь рядом Karoq и Ateca, сними с них логотипы – и точно скажет, кто есть кто, только человек, разбирающийся в тонкостях дизайна Skoda и Seat. Разница в габаритах – считаные сантиметры. Очевидные различия заключаются только в светотехнике да форме окошка у задней стойки. Экстерьер Ateca можно определить словом «сдержанный». Он абсолютно не вызывающий, но и скучным его не назовешь. В общем, типичный VAG.
Габариты автомобиля 4363 x 1841 x 1601 мм. Размер колесной базы составляет 2638 мм, а высота дорожного просвета достигает 188 мм. В общем, типичный городской кроссовер, на котором при необходимости можно выехать в лес за грибами или съездить на рыбалку.
Нижняя часть кузова по периметру прикрыта черными пластиковыми накладками, защищающими ЛКП от повреждений. Ну а двери, как и полагается современной машине, прикрывают пороги, поэтому брюки водителя останутся чистыми.
Испанские нотки
В салоне Ateca та же история, что и снаружи. Сними логотип Seat с руля – и многие не поймут, в каком автомобиле VAG Group оказались.
Для сведущих испанский бренд безошибочно выдает приборная панель с положением стрелок «строго вниз», а также переменная шкала разметки спидометра.
Оформление торпедо и центральной консоли практически один в один повторяет таковое в Seat Leon. С точки зрения эргономики все здорово, а вот визуально слегка скучновато. Стандартно для продукции VAG.


Места для хранения представлены маленьким бардачком, боксом в подлокотнике и небольшой нишей внизу центральной консоли, оборудованной беспроводной зарядкой.


Туда без проблем помещается большой смартфон. За это эргономистам зачет, так как во многих современных машинах до сих пор приходится ломать голову, куда же положить телефон.
Задний ряд заслуживает отдельной похвалы. При небольших размерах автомобиля места для человека среднего роста здесь более чем достаточно. С ростом 178 см я легко уселся сам за собой с запасом от коленей до спинки водительского сиденья в ладонь. Стопы без проблем помещаются под стоящим впереди в нижнем положении креслом, хотя и оказываются на воздуховодах. Ну ничего, летом будут хорошо охлаждаться, а зимой согреваться.
Диван сзади отлично спрофилирован, углы наклона как подушки, так и спинки оптимальные. Дальняя поездка на заднем ряду не доставит дискомфорта пассажирам, если их будет двое. Третий тоже поместится, но ему будет мешать довольно высокий центральный тоннель.
Для задних пассажиров предусмотрены дефлекторы воздуховодов между передними креслами, две USB-розетки, а также подлокотник с интересно решенными подстаканниками. В них съемные перегородки, которые можно переставлять, подбирая оптимальный размер для конкретного стакана. За подлокотником в спинке дивана скрывается лючок для длинномеров. Сюда бы еще откидные столики, как в Tiguan.
Перемещаемся в багажник. Его объем составляет 510 литров, но достигнут он за счет высоты. Пол в плане близок к квадратному, а это значит, что длинные предметы разместить не получится. Зато высокие влезут, только грузить их будет неудобно из-за внушительного порога.
Из удобств в багажнике только четыре крючка для пакетов да небольшая ниша слева. Спинку заднего дивана по частям можно сложить прямо из багажника, дернув за рычажки по бокам. Но ровного пола не получается – образуется довольно высокая ступенька.


Располагайся в «подполье» полноразмерное запасное колесо, вероятно, ее бы не было, но там всего лишь «докатка».
Надо сказать о качестве изготовления фальшпола, который выполнен из тоненькой ДВП. И никакой ручки для его поднятия не предусмотрено, лишь небольшой вырез в карпете.
В общем, багажник реализован максимально просто и дешево. В салоне экономия порой тоже ощущается, но она не столь очевидна, так как отделочные материалы качественные, пускай и жесткие там, где их не касаешься руками.
Традиционные ценности
Ateca построена на платформе MQB-A1. Под капотом 1,6-литровый турбодизель, выдающий 115 л.с. мощности и 250 Нм крутящего момента. Агрегат довольно сложный, но при этом вполне надежный, проблемы в основном возникают с системой рециркуляции отработавших газов, что характерно для многих современных дизелей.
Известно достаточно случаев подклинивания заслонки управляемой помпы, которые приводят к кратковременному перегреву двигателя. Решаются они заменой помпы, но кратковременно помогает отключение электрического разъема, что превращает ее в обычную механическую. Однако в таком случае двигатель будет долго прогреваться, особенно зимой.
Коробка передач в версии на тесте механическая 6-ступенчатая, никаких вопросов к ее надежности нет. В качестве альтернативы с малообъемным дизелем агрегатируется 7-ступенчатый «робот» DQ200 с двумя «сухими» сцеплениями, к годам, актуальным сегодня для пригона, избавленный от «детских болезней».
Машина с дизелем 1.6 переднеприводная. Если нужен полный привод, придется искать двухлитровый 150-сильный дизельный вариант, который обойдется значительно дороже. Зато вместе с ним вы получите уже 6-ступенчатый «мокрый робот». На самом 2.0 TDI встречались поломки системы управления вихревыми заслонками.
В качестве альтернативы дизелю вполне можно рассматривать версии с 1.4 TSI. С ним вы получите те же 150 л.с. мощности, полный привод и «мокрую» DSG о шести передачах. В растаможке такая машина обойдется дешевле обоих дизельных вариантов.
В подвеске спереди McPherson, сзади в моноприводной версии балка. В версиях с полным приводом задняя подвеска, естественно, будет многорычажной. Надежность всего этого счастья традиционно зависит от того, где и как ездит машина.
Образец для подражания
Посадка за рулем удобная, кресла комфортные, профиль спинки удачный, длина подушки оптимальная, боковой поддержки хватает. Рулевая колонка регулируется по высоте и вылету в достаточно большом диапазоне, поэтому проблем с посадкой не возникает. Нет желания вытянуть руль на себя еще или придвинуться к нему ближе.
Передние стойки довольно толстые, но спрофилированы удачно, поэтому грузовик за ними вряд ли спрячется. К зеркалам не придерешься: они крупные, но не перекрывают обзор вперед.
Машину с 1,6-литровым дизелем никак не назовешь динамичной. По паспорту разгон до «сотни» занимает 10,5 секунды, по ощущениям – 12. Для спокойной размеренной езды этого достаточно, но есть проблема: шасси настроено так, что вызывает желание ездить неспокойно. С балкой сзади Ateca приятно и понятно управляется, провоцируя проходить закругления дороги максимально быстро. При этом довольно высокая машина с большим дорожным просветом минимально кренится в поворотах.
И самое интересное, что при таких настройках автомобиль остается комфортным. Подвеска уверенно «проглатывает» мелкие неровности, а вот большие ямы не любит, в отдельных случаях срабатывая на отбой. Определенно свой вклад в комфорт вносят и довольно высокие шины размерности 215/55 R17.
В общем, мое почтение за образцовые настройки шасси. От управления кроссовером можно получать удовольствие. А если вы хотите его максимум, выбирайте двухлитровую дизельную версию или машину с 1.4 TSI.
Единственное, чего в Ateca хочется чуть больше, – шумоизоляции. На шершавом асфальте хорошо слышны шины, да и «голос» мотора пробивается в салон. А тональность звучания работающего VAG’овского дизеля традиционно не самая приятная.
Наш вердикт
Seat Ateca – вариант сбалансированный и без явных недостатков. Есть лишь одна проблема, за которую многие не любят продукцию VAG: внешность неброская, интерьер тоже без изысков. Все настолько правильно, что быстро становится скучно. Если вас такой подход устраивает – отличный выбор, если нет – вам к «французам».
Редакция благодарит автосалон CarLifeGroup за представленный на тест автомобиль