«Крузак» в Дагестане. Поднимаемся в горы на специальных версиях Toyota Land Cruiser 300
«Крузак» в Дагестане. Поднимаемся в горы на специальных версиях Toyota Land Cruiser 300

«Крузак» в Дагестане. Поднимаемся в горы на специальных версиях Toyota Land Cruiser 300

Где наша не пропадала – наша пропадала везде! Юрий Гладчук только вернулся с Байкала, как снова отправился в Россию, на этот раз в Дагестан. Зачем? На тест дизельного Toyota Land Cruiser 300 GR Sport.

Рама есть (а могло и не быть!)

В Дагестане в почете только два вида транспорта: «Лада» и белый «крузак». Все, другого транспорта практически нет. Еще «гелик» как вариант, причем тоже белый.

Но особенное уважение получает именно владелец «крузака». Если есть Toyota Land Cruiser – всё, достиг вершин. Заодно можно достигнуть любых вершин местных гор, потому что у этой машины есть четыре важных для этого региона качества. 

У нее есть рама, неразрезной задний мост, понижающий ряд в трансмиссии и три (!) блокировки. Все, на этом можно было бы закончить рассказ об авто, но все же продолжим.

«В Toyota сомневались, стоит ли в новом поколении Land Cruiser оставлять раму, – рассказывает за ужином Роман, инженер российского представительства. – Они тщательно изучали спрос, мнения клиентов. И пришли к выводу, что в России, где эта машина наиболее популярна, «паркетный крузак» не поймут. Поэтому раму для этой машины все же решили оставить».

Бум в яму – звезды из глаз. Хвала инженерам Toyota, потому что Land Cruiser – последний из могикан. Понимаете, тут дело даже не в проходимости. Когда живешь в таком регионе, как Дагестан или Сибирь, при этом есть деньги на дорогую машину, то можно купить что угодно: BMW X7, Audi Q8, Porsche Cayenne – в премиум-сегменте выбора хватает. Но выживет в таких условиях только крепкий рамный автомобиль, а несущий кузов кроссовера расползется по швам. 

Едем 100 км/ч по местной горной грунтовке, до которой даже грейдер не доезжает, и хоть включай круиз-контроль. Ни раскачки, ни пробоев, ни повреждений бамперов. Вибрации неподрессоренных масс, правда, может, и чрезмерны. Но едешь на рамной машине и понимаешь, что конструкция надежна, что ее для таких дорог и делали.

Land Cruiser 300 отнюдь не идеален. Машина в топе, а виртуальной приборной панели нет. Бардачок люфтит, некоторые кнопки – привет из 2000-х, салон хоть и хорош в целом, но роскошным и модным его не назовешь. А вот цена при этом, грубо говоря, как у «Роллс-Ройса»… 

– Он же стоит как кокаин, кто эту машину покупает? 

Покупают еще как! И без проблем с производством автомобилей по всему миру очередь на Land Cruiser была немаленькая, а сейчас и вовсе растянулась на четыре года.

Мы едем по этой жести, крадемся у края обрыва в горах – и понимаем, что если надо ездить по такой местности, то вариантов, кроме Land Cruiser, мало. Тогда какая версия лучше?

Белая или черная?

У нас было три дня ползаний по местным горам и две версии – 70th Anniversary и GR Sport (белая и черная). Это специальные серии. Первая – в честь 70-летнего юбилея Land Cruiser, вторая – внедорожная версия Land Cruiser 300 в дорогой комплектации. У Toyota очень фиксированные комплектации, сложно что-либо добавить в базовые или убрать из списка оснащения в максимальных. Но в целом покупатели таких машин не скупятся на опции, поэтому обычно выбирают «топ». И часто – «топ» среди специальных версий. 

И если раньше вам нужны были максимальные внедорожные качества, то они были доступны только в начальных версиях «Элеганс» и «Комфорт+». А если я живу в Дагестане, денег куры не клюют и при этом нужна проходимость? Для таких случаев специально сделали версию GR Sport – это флагманское оснащение, но при этом проходимость начальных комплектаций. 

Мотор на этих машинах был только один – новый 3,3-литровый битурбодизель. И дизель выбирают тоже часто потому, что это мощность плюс экономичность. Заявлен средний расход 8,9 литра на «сотню», для такой махины немного. Мощность 299 л.с., а вот момента аж 700 Нм! Все это дает возможность разогнать TLC до 100 км/ч всего за 6,9 секунды.

Конструкция агрегата полностью новая: здесь две турбины, объединенная ГБЦ с выпускным коллектором, полая конструкция распредвалов и коленвала, полуактивные гидравлические опоры. Все это сделано ради экономичности, снижения веса, шумов и вибраций. Но про надежность тоже не забыли: чугунный блок цилиндров, система смазки с форсунками для каждого поршня и поддон специальной формы, чтобы избежать масляного голодания на бездорожье. При этом поддон выше рамы и защищен стальной защитой.

– Они скоро 15 диапазонов в «автомате» сделают ради экономичности!

Пока не 15, а 10, причем первый совсем короткий, работает как «понижайка». Но и понижающий ряд имеется… Прямая передача седьмая, а вот восьмая, девятая и десятая – повышающие. Работает «автомат» весьма адекватно, хотя и в обычных режимах старается до последнего удерживать повышенные передачи ради экономичности. Но переключил коробку в «спорт» – так в горах можно ездить быстрее. 

Кстати, мотор хоть и V6, но инженеры тщательно проработали шумоизоляцию, в том числе установив систему активного шумоподавления. И звук мотора настроили так, что дизельного тарахтения нет и в помине. Звучит как солидный бензиновый V8!

70-ка: куда ее в грязь?!

В первый день у нас была «семидесятка». Блокировка только межосевая, межколесных нет, передний бампер низкий, колеса 20-дюймовые… Сразу видно, что машина больше городская в отличие от GR Sport. 

При этом никаких трудностей в езде по местным дорогам на ней не испытываешь. Вроде бы немаленькие 20-е колеса, но летит по местным направлениям стрелой. Колеса держатся, хотя на одной из машин все же пошли «восьмеркой». Потому что дороги здесь – мама дорогая…

В теории на асфальте все должно быть плохо: рама, неразрезной мост и ход подвесок 700 мм – куда ему конкурировать с каким-нибудь Х? Помогают активные стабилизаторы E-KDSS, которые позволяют лучше контролировать автомобиль на асфальте: машина меньше валится в поворотах и в целом на высокой скорости ведет себя почти как кроссовер. Хотя при торможении все же клюет носом больше «паркетников», а на ямах чувствуется, что сзади мост: на крупных неровностях, если их пропустить, можно впечатать задних пассажиров в потолок…

В горах на подъеме, когда еще и кислорода мотору не хватает, чувствуется, что за 6,9 секунды до «сотни» не разгонимся, но все равно тяги за глаза во всех ситуациях. И машина очень сильно скрадывает ощущения скорости, поэтому не будет лишним почаще поглядывать на показания спидометра, которые отображаются проекцией прямо на лобовом стекле. Педаль «газа» задемпфирована – это хорошо на бездорожье и в целях экономичности, но не очень на асфальте. А вот с тормозами особых проблем не почувствовали ни я, ни коллега. Понятно, что машина тяжелая, не спорткар, почти три тонны мигом не остановишь. Но в горах тормозов вполне хватало, они ни разу не перегрелись. 

Светлый салон, даже коврики светлые – куда 70th Anniversary в грязь? Зато красиво и статусно! Кнопки здоровенные, причем все физические. Никаких новомодных сенсоров и виртуальных приборных панелей. Все по старинке, просто и понятно.

Кто-то назовет этот салон устаревшим, он таким и кажется. Но надо понимать, что машина не нацелена на молодежную аудиторию, поэтому гигантские переключатели той же климатической системы здесь в самый раз. Салон монументальный, но каких-либо интересных «фишек» из XXI века вы в нем не найдете. Нам не хватало отдельной кнопки системы рециркуляции воздуха. Она вроде как должна быть автоматической, но все равно приходилось переключаться в этот режим через мультимедийную систему, что не совсем удобно. Местные грузовики чадят в горах нещадно. Евро-5 у них и близко нет, тут только Евро минус двадцать пять. 

GR Sport: дагестанский вариант!

На следующий день мы изучали GR Sport. Концепция серии – флагманское оснащение и максимальные внедорожные способности. Поэтому тут 18-дюймовые колеса размерности 265/65, скошенный передний бампер, черные зеркала, черные накладки на колесные арки и вообще почти все черное, включая салон. Коврики уже резиновые, грязными ногами сюда забираться можно, не боясь испортить пол. В интерьере и экстерьере – значки специальной серии. На фальшрешетке радиатора не значок, а надпись Toyota в честь старых легендарных внедорожников марки. 

На ходу чуть-чуть мягче предыдущей машины, а больше каких-то серьезных отличий в поведении и не назвать. Визуально, конечно, колеса, сильно теряются в этих громадных арках… Зато едет мягче, меньше и вибраций неподрессоренных масс, которые в 70th Anniversary все же досаждают. Они и в этой машине есть, но не так заметны. И за передний бампер не так страшно! В общем, для Дагестана дизельный GR Sport – лучше не придумать. И солярку с местных заправок «переваривал» нормально.

Ходы подвески гигантские, только посмотрите на фото! Вывесить эту машину не так уж просто, а если и вывесилась – включай принудительные блокировки и поезжай себе дальше.

Наш вердикт

Нужна ли такая машина в Беларуси? Здесь немало поклонников модели, которые ценят ее именно за приверженность традициям и рамный кузов. Но при этом такой жести в плане отсутствия дорог, как в Дагестане, у нас и близко нет! Только, может, где-нибудь совсем в глубинке на севере или юге страны. На джип-триал на такой дорогой машине, естественно, тоже не поедешь. Ну и зачем она нужна? А покупают…

В такой ситуации даже понимаешь инженеров Toyota: ну зачем этой машине нужна рама и неразрезной мост, когда большинство клиентов во всем мире дальше «дачного» бездорожья не заезжает? Из-за этого приходится бороться с конструктивными особенностями изо всех сил, чтобы хоть как-то конкурировать с кроссоверами на асфальте. Но в России, Беларуси, да и в Дагестане тоже, любят, когда все «на максималках». «На войну с песнями, под венец со слезами, и все всерьез, все до конца» – эта цитата из фильма «Сибирский цирюльник» лучше всего объясняет менталитет. И если внедорожник, то он должен быть обязательно с рамой. 

Из-за этого восточного максимализма Land Cruiser таким и остался – со всем необходимым внедорожным арсеналом и неразрезным мостом. При этом он получил новый облик и то, что предшественникам и не снилось, – беспроводную зарядку, адаптивный «круиз», видеокамеры, 10-диапазонный «автомат» и многое другое. То есть по асфальту на нем тоже можно ездить с удовольствием. И с «понтами», само собой, что немаловажно.

В общем, царь горы, он и есть царь горы. Специфический автомобиль, но клиенты стоят в очереди. А значит, в этом что-то есть…

На этом про машину все, скоро расскажем про Дагестан и его автокультуру. Следите за сайтом!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.