Silent Soul или Трактат об электричестве. KIA Soul EV. KIA Soul EV
Silent Soul или Трактат об электричестве. KIA Soul EV. KIA Soul EV

Silent Soul или Трактат об электричестве. KIA Soul EV. KIA Soul EV

«Я проснулся с открытой форточкой в необычной тишине. Выглянул в окно. Сосед прогревал свой автомобиль, стоявший с заиндевевшими стеклами. Морозные узоры медленно исчезали со стекла в полнейшей тишине. Те, кто встал пораньше, уже разъезжались из двора по офисам и делам. Совершенно бесшумно. Вот уехал и сосед, оставив после себя тишину и сладкий морозный воздух».

«Воспоминания из будущего».

После двух дней, проведенных за рулем электрического Kia Soul EV, я понял, что писать стандартный тест-драйв не хочу, потому что это не имеет смысла. Электромобиль требует совершенно иного подхода к пониманию и оценке казалось бы привычных вещей. Так что мой рассказ об этом автомобиле – скорее философские рассуждения на тему.

Сначала я хотел вообще отказаться от теста. Честно. Ну электромобиль. С ограниченным запасом хода. Где я его заряжать буду? С двенадцатого этажа удлинитель не спустишь. Из подвала тоже не протянешь. И потом, не оставишь же автомобиль включенным розетку и завалишься спать. Не уснешь ведь. Это вам не утюг включенный оставить. В общем, меня терзали смутные сомненья.

Адаптер для зарядки от бытовой сети провалялся в багажнике два дня.

Однако позже успокоил себя. Есть, в конце-концов, станция экспресс-зарядки в Минске, пусть и единственная. На пять-шесть зарегистрированных в стране электромобилей хватит, мне в том числе. Тем более, доступ к ней свободный, так что есть возможность поездить два дня совершенно бесплатно. С парковки дилера я забирал машину, заряженную до 98%. Бортовой компьютер сообщил, что запас хода составляет 140 километров. Ладно, возможно, кто-то до меня не жалел этот электроутюжок, так что пробег может еще и вырасти. Однако если включить фары, музыку, отопитель и еще чего-нибудь, то реальных 5 километров пробега съедают 7-8 «виртуальных». Я понял, что вечером скорее всего поеду на «заправку», потому что зарядить Soul EV в домашних условиях у меня нет возможности.

В режиме D процесс рекуперации происходит не так интенсивно, но и заряжается батарея слабее.

Глядя, как быстро тают «обещанные» километры, я для начала изменил стиль вождения. Плавные разгоны, равномерное движение. Переключатель режимов работы электротрансмиссии я сразу перевел в режим B, означающий максимальные возможности рекуперативного торможения. В реальности это проявляется в том, что педалью тормоза практически перестаешь пользоваться. Как только отпускаешь акселератор, электромобиль словно утыкается в мягкую стену. Накат? Я забыл, что это такое. Проехать весь проспект Независимости и ни разу не воспользоваться педалью тормоза? Я такой трюк проделывал на своем автомобиле с АКП. На Soul EV это вообще не вызывает проблем.

Передние колеса приводятся в движение при помощи синхронного мотора переменного тока. Мощность двигателя – 110 л.с., крутящий момент – 285 Нм.

По данным технических характеристик, Kia Soul EV не так уж быстр, несмотря на 285 Нм крутящего момента, выдаваемого с первого же оборота электродвигателя 11,2 секунды до «сотни» – результат так себе. Зато ощущения иные, хоть и знакомые. Троллейбус, трамвай, детский аттракцион «Автодром» в парке Челюскинцев. Все это Kia Soul EV. И тишина. Такова особенность электромобиля. Он едет разгоняется абсолютно линейно. У него нет подхватов и провалов. Нажал – поехал. Особенно хорошо ему удаются разгоны со средних скоростей, например, в диапазоне 60-100 км/ч. Тут уж мало кто из классиков с ДВС сможет сделать это быстрее. Потерь в трансмиссии попросту нет, нет потерь на переключение передач, раскрутку двигателя. Вот и получается, что в «абсолюте» динамика Kia Soul EV не поражает воображения, а в реальности он даже заводит.

А вот еще одна штука, которая подстегивает ездить на электромобиле быстро. Его нереальное поведение в поворотах. Расположенный едва ли не на асфальте центр тяжести практически избавил автомобиль от кренов. Ты поворачиваешь руль, и машина просто заезжает в поворот. Здесь нет такого, как в классическом Soul, когда автомобиль с поворотом руля сначала кренится, выбирает ходы подвески, и только потом начинает заезжать в поворот. Soul EV в этом отношении напоминает карт. Забавное ощущение за рулем довольно высокого автомобиля. И хотя рулевое управление не отличается информативностью, я просто не придал этому значения. Для электрокара это не так важно, мне кажется.

Энергоемкость батареи – 27 кВт/ч. При среднем расходе энергии 17 кВт/ч становится очевидным, что заветных 200 километров пробега добиться сложно. Вес батареи – 227 килограмм.

Проездив целый день, я поймал себя на мысли о том, что постоянно слежу за «остатком» пробега. Дурацкое ощущение езды «на лампочке». Первые признаки легкого беспокойства я начал ощущать уже при запасе хода 70 километров. А мне еще нужно забрать тещу с работы, съездить в магазин и вернуться к зарядной станции. Притом что живу я в совершенно противоположной стороне от нее. Когда запас хода Kia Soul EV опустился до 50 км, я заерзал в кресле и потянулся к навигатору, чтобы выбрать кратчайший маршрут. К терминалу я приехал, когда на табло горели цифры «30 км». Фуууух… Успел. То есть доехал. В общем, хватило! Что бы я так ездил на своем автомобиле с ДВС? Да ни за что!

Архитектура интерьера электроSoul не отличаетя от собрата с ДВС, но в отделке интерьера использутся более экологичные материалы. Ткань сидений светлая и приятная, а в прострочках используется нитка голубого цвета, подчеркивающая экологичность автомобиля. Кроме того, автомобиль получил иную панель приборов. Она полностью электронная, с цифровым спидометром и указателями уровня заряда батарей и расхода энергии.

С тем, как пользоваться зарядным терминалом, я разобрался при помощи инструкции, звонка другу и собственной сообразительности. На самом деле не сложнее, чем включить утюг. До 80% батарея зарядилась за обещанные полчаса. За это время я успел сходить в соседний супермаркет, то есть убил двух зайцев одним зарядом. Увы, но для полного заряда понадобится еще часа три. Таковы технические особенности процесса зарядки Soul EV. Так что первый раз я уехал, дождавшись на панели приборов цифры «83%». Обещанный пробег составлял 106 километров. Негусто.

Климат-контроль Kia Soul EV может работать в режиме «только для водителя» в целях экономии энергии. Кроме того, поставив автомобиль на подзарядку, можно запрограммировать время, когда климат-контроль начнет прогревать или охлаждать салон.

За городом приемлемый расход энергии можно сохранить, только если ехать не быстрее 70 км/ч. При скоростях больше 90 км/ч запаса энергии Kia Soul EV не хватит и на сотню километров. Так что даже на МКАД я выезжал лишь в случае крайней необходимости. А за городом, не удержавшись, попробовал «максималку». Спидометр показал 152 км/ч, хотя заводские данные обещают лишь 144 км/ч.

Kia Soul EV отличается от своего собрата с ДВС лишь деталями, которые появились скорее в силу необходимости, нежели дизайна. Так, под фальшрешеткой радиатора прячутся разъемы для зарядки автомобиля. Сделать это можно от обычной сети 220 В при помощи адаптера, так и на станции экспресс-зарядки стандарта CHAdeMO. Багажник потерял 75 литров в объеме, а пол в районе задних сидений стал немного выше. Виной этому – установленная под полом литий-ион-полимерная батарея.

К обеду второго дня я уже начал привыкать к тому, что ездить с запасом хода 60-50 километров – нормально. А если есть 80 – так вообще отлично! Ездить и ездить еще! Постепенно недоверие стало испаряться, пришло удовольствие. Мне безумно понравилось катить вечером в почти абсолютной тишине по проспекту. Мне понравилось выходить из дома, включать Kia Soul EV и тут же выезжать по делам, не дожидаясь прогрева. Мне даже ежевечерний ритуал посещения зарядного терминала начал нравиться. Впрочем, инструкция гласит, что слишком часто использовать метод экспресс зарядки нельзя в целях сохранения батареи. Если бы не ограниченное время тест-драйва, я бы уже начал искать варианты ночной зарядки от бытовой сети. Мне хватило двух дней, чтобы мое недоверие стало испаряться, а сознание – принимать новую действительность.

Я не хочу говорить об окупаемости и прочих экономических расчетах. Потому что об этом пока еще рано говорить. В нынешнем своем состоянии Kia Soul вряд ли окупится, как и любой другой электромобиль. Это машина не для тех, кто мечтает ездить почти бесплатно. Эта машина просто меняет сознание, меняет отношение к процессу владения автомобилем, к процессу езды.

По сути электромобиль ничем не отличается от современного смартфона. Если пользоваться этим предметом в течение дня, то вечером он потребует зарядки. И подключить к розетке Kia Soul EV ничуть не сложнее, чем телефон. Главное, чтобы эта розетка была в пределах досягаемости. Но это вопрос решаемый, мне кажется. Что же касается запаса хода – наиболее актуального вопроса для электромобиля – то для Kia Soul производитель обещает до 200 километров. Но это в идеальных условиях. В приближенной реальности это 150 километров, в абсолютной реальности – 120-100 километров. Большинству горожан этого хватит на 2-3 дня поездок на работу и обратно.

В полной мере перелом своего сознания от обладания электромобилем я ощутил на парковке у дома. Водитель стоящего рядом автомобиля открыл капот и достал масляный щуп. Сначала он придирчиво осмотрел метки, потом поднял щуп вверх и посмотрел на масло сквозь солнечные лучи. Он капнул немного масла на пальцы и растер его. Внимательно рассмотрел пальцы и понюхал их. «Шаман» – подумал я. «Масло пора менять» – подумал водитель. Потом он сел за руль и завел двигатель. Мотор выдохнул густую струю сизого дыма с запахом сгоревшего масла и несгоревшего бензина. По доброй советской традиции водитель этого пепелаца еще добрых минут десять «грелся», воняя на всю округу. Ничего вразумительного по поводу его старорежимных привычек я сказать не смог, поэтому тихо сел в электромобиль и бесшумно укатил из двора под недоуменным взглядом «старообрядца».

В США стоимость электрокара начинается с отметки 33 700 $.

Да, пока Kia Soul EV – игрушка. И с таким небольшим запасом хода мало для кого сможет стать единственным автомобилем. Но если есть деньги и возможность – он станет прекрасным вторым автомобилем для города. Бесшумным, комфортным, быстрым, требующим минимальнейшего обслуживания. И после двух дней тест-драйва я понял: «Хочу еще!». Я не готов расстаться со своим бензиновым универсалом, но хочу второй автомобиль. И когда он у меня появится – это будет электромобиль.

Автор: Павел Мурашко

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.