Триумф оранжевого. Британский родстер пригнали из Америки и восстановили в Беларуси
Триумф оранжевого. Британский родстер пригнали из Америки и восстановили в Беларуси

Триумф оранжевого. Британский родстер пригнали из Америки и восстановили в Беларуси

О чем в первую очередь вам говорит название Triumph? Лично мне на ум сразу приходят легендарные британские мотоциклы. Но не каждый вспомнит, что на Островах был и автопроизводитель-«однофамилец», который выпускал в том числе недорогие спортивные машины. Например, родстер Spitfire – экземпляр 1978 года выпуска пару лет назад приехал в Беларусь, прошел тернистый путь реставрации и совсем скоро уедет к новому хозяину. Автобизнес успел рассмотреть машину в деталях.

Препятствия на пути

Да-да, этот родстер вы уже могли видеть, если в выходные приезжали на «Залатую мілю» в Станьково. Поговаривают, что сейчас на восстановление в Минске отправили еще один Spitfire. Ну а мы познакомимся поближе с оранжевой двухдверкой.

Диаметр колес удивителен по нынешним меркам – всего-то 13 дюймов

Эту машину пригнали в Беларусь по спецзаказу. Автомобиль хотя и британского производства, но нашли его в Америке. Правда, не в лучшем состоянии, поэтому пришлось приложить руки. Дальше все по классике: перекраска, перешив салона, перетяжка крыши, замена обивки в багажнике. Хотя руль (он тут с «правильной» стороны, все-таки машина из США) остался оригинальным.

Не обошлось и без адаптаций технической части к современным реалиям, чтобы на машине в 2022 году можно было ездить без лишних проблем. Так, была переделана помпа и топливная система. Мастера говорят, что топливо в баке до сих пор американское. По их мнению, сейчас в резервуаре плещется что-то вроде 80-го бензина. В любом случае запах выхлопа Triumph сразу возвращает в детство – такой насыщенный «аромат работы» может быть только у старых автомобилей или мотоциклов.

Кстати, этот Triumph довольно молод по меркам модели – Spitfire производили в 1962-1980 годах. Получается, машина как раз тех лет, когда британская марка начала сваливаться в крутое пике и пускаться во все тяжкие. К 1980 году Triumph отказался от выпуска спортивных моделей, попробовал спасти положение выпуском Honda Ballade под своим брендом (модель называлась Acclaim), а четыре года спустя бесславно закончил существование банкротством. Кстати, права на автомарку Triumph сейчас принадлежат BMW – возможно, когда-нибудь баварцы смогут спасти еще один британский бренд, как это уже делали с MINI. Хотя был и негативный опыт с Rover…

Занятно, что и на старте у Spitfire было не все гладко. Модель начали разрабатывать еще в 1950-х как ответ Austin Healey, но отложили до лучших времен из-за финансовых проблем. Спасение пришло в лице концерна Leyland Motors, который купил Triumph, обнаружил макет Spitfire в дальнем углу, и тут же была дана команда: выпускать!

Spitfire пережил четыре поколения, а под конец добрался до версии 1500 – именно ее восстанавливали в Минске. Главное отличие от предыдущих поколений – в моторе: место двигателей 1.1 и 1.3 наконец-то занял более современный 1,5-литровый агрегат с четырьмя цилиндрами в ряд и карбюратором. Хотя характеристики версии для британского рынка сейчас вызывают разве что улыбку: мощность 72 «лошадки» (для Америки вообще предлагали дефорсированный вариант на 53 л.с.), разгон до «сотни» – больше 13 секунд, «максималка» – 160 км/ч. Таким был бюджетный спорткар в 1970-х!

В коробке передач при этом четыре ступени, а еще есть овердрайв – редкая опция для механических КПП. Жаль, что прокатиться на машине не получилось, – автомобиль не на «номерах» и готовится к передаче владельцу, хотя заводится и ездит.

Зато просто посидеть за рулем удалось – и посадка приятно удивила. Машине больше 40 лет, но усесться в ней проще и комфортнее, чем в некоторых новых автомобилях, особенно китайских. Конечно, надо сделать скидку на то, что в салон низкого родстера нужно не садиться, а падать. Зато дальше все уютно: ноги практически полностью вытянуты, руль находится достаточно близко. При этом места двоим в салоне хватает, за сиденьями найдется пространство для пары чемоданов, и это притом что багажник здесь весьма неплох для родстера.

Кулиса не радует идеальной четкостью, но и промазать мимо передачи сложно. Из особенностей старой машины – зеркало только с левой стороны. Чтобы увидеть дорожную ситуацию со стороны пассажира, придется крутить головой. Кстати, человеку справа положен штурманский свет – можно и бардачок подсветить, и в карту заглянуть.

Капот поднимается целиком с крыльями – и вот он, рай автомеханика! До всех узлов легко добраться, со всех сторон есть доступ к рычагам и амортизаторам передней подвески. Двигатель расположен продольно.

А вот задняя подвеска Spitfire поначалу не выдерживала критики. В первых поколениях она представляла собой качающуюся ось. Марку поминали крепким словцом за это решение – в поворотах Spitfire вел себя непредсказуемо, так и норовил сорваться в занос, поскольку одновременно с ходом подвески менялся и развал колес. Лишь к четвертому (!) поколению, которое увидело свет в 1970 году, британцы наконец-то доработали конструкцию: один лист из поперечной рессоры убрали, лишь нижний жестко крепился к заднему мосту, а остальные были закреплены с возможностью свободного движения. Такая конструкция, названная инженерами Triumph «качающейся пружиной», позволила избавиться от врожденного недостатка подвески и сделать поведение автомобиля более стабильным.

«Англичанин – мудрец»

Раз мы не смогли прокатиться за рулем Spitfire, почитаем, как про машину отзывались зарубежные журналисты и не только:

Autocar, март 1975 года: «У Spitfire 1500 гораздо более живой отклик и реакции, чем у предшественников. Хорошая коробка передач, переключения довольно четкие. Управляемость просто потрясающая, даже несмотря на увеличившуюся массу на передней оси. Педаль тормоза тяжеловата, но замедляется автомобиль неплохо. Едет очень весело, классный маленький спорткар!»

Classics World, июль 2018-го: «Spitfire, безусловно, впечатляет плавностью хода. Это по-прежнему старомодный спортивный автомобиль, но он более мягкий на ходу, чем MG Midget. В Triumph гораздо более удобные сиденья. Двигатель больше ориентирован на обеспечение максимального крутящего момента. Spitfire остается популярным выбором среди любителей ретромашин, сочетает в себе элегантный внешний вид, простоту в обслуживании и веселый характер. Самая большая трудность заключается в том, чтобы найти действительно хороший экземпляр».

Uncle-N, auto.ru, владелец машины 1973 г.в.: «К овердрайву на современных машинах мы все привыкли. Это просто последняя передача, на которой автомобиль не развивает максимальной скорости, но существенно экономичнее при спокойной магистральной езде. На Spitfire все иначе. Если снять кожух из папье-маше, которым прикрыта коробка со стороны салона, или посмотреть на машину снизу, видно, что карданный вал подсоединен не к КПП, а к некоему немаленькому блоку, установленному на ее выходе. Это и есть овердрайв. Конструктивно он аналогичен двухступенчатой полуавтоматической коробке. Активация овердрайва выключателем на рычаге КПП приводит к изменению передаточного отношения всей сборки, но доступна она только на третьей и четвертой передачах. Решение, достойное тяжелого грузовика. Воистину, англичанин – мудрец…»

«А это MG?»

Как мы уже рассказали в самом начале, этот Triumph можно было увидеть на ретровыставке «Залатая міля». Привезли его туда парни из «Шикавто». Спросили у них, как на машину реагировали посетители:

«Triumph Spitfire в таком состоянии – большая редкость, поэтому интерес у публики был. Более того, когда мы подняли капот, очень долго не могли его опустить – людей мало интересовал салон, им хотелось рассмотреть мотор и т.д. Все поражались, как все устроено, насколько легкий доступ ко всем узлам. Конечно, многие хотели сесть за руль, но мы никого не пускали – был негативный опыт…

Массивные «бивни» на бамперах – вынужденная мера, чтобы вписаться в американские стандарты безопасности

Есть очень похожий MG, и с ним эту модель Triumph часто путают. Даже на выставке к нам многие подходили и спрашивали: «А это MG?» Машина кажется игрушечной, но на самом деле в ней не так мало места».

Технические характеристики Triumph Spitfire 1500

Длина, ширина, высота, мм

3734/1448/1207

Колесная база, мм

2108

Клиренс, мм

118

Снаряженная масса, кг

815

Объем двигателя, куб.см

1493

Макс.мощность, л.с. (кВт) при об/мин

53 (39) / 5000

Макс. крутящий момент, Нм при об/мин

93/2500

Макс. скорость, км/ч

148

Разгон до 100 км/ч, с

16,3

Объем топливного бака, л

33

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.